Итак, Владимир Путин в своем Послании заявил об изменении Конституции, и это после многократных уверений, что Конституцию он переписывать не будет, и пока остается президентом – никому этого не позволит.
Но, как истинный хозяин своему слову: захотел дал, захотел – взял обратно – 15 января Путин перед аудиторией в 1300 человек объявил: «Полагаю возможным обозначить здесь и свою позицию, вынести на обсуждение ряд конституционных поправок». И, дабы не терять время, в конце того же дня, в 22:00, подписал распоряжение «О рабочей группе по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации».
И понеслось… 16 января «рабочую группу» из 75 человек к 10 утра свезли автобусами в Ново-Огарево, где Путин, по традиции заставив прождать себя часа три, провел с ними встречу, а вернее, инструктаж по внесению поправок в Конституцию.
Сенсацией этой встречи стало заявление Путина, идущее в разрез с его же Посланием. 15 января, говоря о поправках в Конституцию, Путин предложил усилить политическую роль парламента, который вместо президента будет назначать правительство, а 16 января в резиденции «Ново-Огарево» он, по сути, дезавуировал свои же слова. Выступая перед рабочей группой по подготовке поправок в Конституцию, он сказал следующее: «Россия должна оставаться в то же время президентской республикой, и у Президента должны сохраняться серьёзные полномочия, связанные с возможным отстранением от должности тех, кто нарушает закон, тех, кто недобросовестно исполняет свои служебные обязанности, и в связи с потерей доверия. Это совершенно обязательный, на мой взгляд, императив, иначе мы уйдём туда совсем, в парламентскую республику».
17 января, уже не в президентской резиденции, а в Институте законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России, состоялась первое заседание рабочей группы. Продлилось оно, как пишет «Коммерсант», около двух часов, при этом открытая для журналистов часть – не более получаса. Перед журналистами выступили три сопредседателя группы, сообщившие, что очень важно сохранить аутентичность предложений президента в Послании Федеральному собранию и не выходить за его пределы; что работать они будут «в пределах третьей-восьмой глав закона»; что «поправки в третью-восьмую главы Основного закона страны принимаются в порядке федерального конституционного закона, то есть их рассматривают Госдума, Совет федерации, а также субъекты Федерации», и «в самом законе будет указано, как, в какое время будут вступать в силу вот эти самые поправки».
Следующее заседание назначено на 21 января. А «всенародное голосование» по поправкам планируют провести до 1 мая. В каком виде оно будет проходить, неизвестно, потому что слово «референдум» произнесено не было ни разу, хотя такие вопросы решаются именно референдумом. Зато уже известно, что голосование за поправки состоится «пакетом». Собственно, если поправки в Конституцию собираются принимать как федеральные законы, вообще не понятно при чем тут «всенародное голосование».
Список Путина
Давайте посмотрим повнимательнее на состав списка из 75 человек, которые должны подготовить предложения о внесении поправок в Конституцию.
Сколько времени ушло на то, чтобы собрать этих людей вместе, то есть выбрать именно их, заручиться их согласием? Наверное, и много, и мало. Досье на них собирали, скорее всего, годами. Но сообщили им о включении в группу незадолго до часа Х, потому что никто не успел проговориться.