Дерк Сауэр
Фото: Александр Вильф / РИА Новости
31 июля не стало Дерка Сауэра, основателя газеты «Ведомости», сыгравшего ключевую роль в развитии независимой журналистики в России. Наш постоянный автор Максим Трудолюбов в течение многих лет вел раздел «Мнения» в «Ведомостях». В своей колонке он размышляет о типе лидерства, с которым ассоциировался Сауэр, и о том, как изменилась роль таких фигур в сегодняшнем мире — не только в России, но и за ее пределами.
Когда все недавно обменивались воспоминаниями о Дерке Сауэре, основателе издательства Independent Media, обсуждалось, в частности, и то, чем отличались структуры, созданные Сауэром, от тех, что обычно складываются в России.
Первым приходит в голову различие между патримониальной моделью управления и рационально-правовой. Патримониальная власть — это власть как «домовладение», это имущество, передаваемое по наследству, а не общественный институт. Власть в рационально-правовой модели — регулируемый институт, построенный для того, чтобы предотвратить чрезмерную зависимость от воли одного человека. Эта дискуссия сегодня уже не так интересна, потому что ее можно считать временно закрытой. Те, кто в России всерьез пытался добиться формирования правовых ограничений для власти, давно вытеснены из политического поля.
Вопрос, неизбежно следующий за этим, более трудный — почему во многих структурах, противопоставляющих себя власти-домовладению, устанавливаются отношения, похожие на «отеческие»? Во многих корпорациях, медиа, общественных организациях тоже складывалась среда, напоминающая большую патриархальную семью — ту, где есть отец-основатель или, реже, мать-основательница и влиятельные родственники, вассалы и слуги.
Возможно, дело в агрессивной внешней среде, пишет** журналистка Маргарита Лютова:
«Если государство хочет вас уничтожить, а значительной части общества на вас, в лучшем случае, плевать, то приходится работать в вечном режиме выживания. В таких условиях не до демократии и кодексов».
В итоге сотрудникам дают понять, что без фигуры основателя не было бы ни этой лучшей компании, ни уникального медиа, ни важнейшей общественной организации.
Мир враждебен, лежит во зле, но мы здесь спасаемся, нужна соборность и да, «мы здесь все одна семья».
Эта среда, впрочем, формировалась в российских структурах задолго до последнего по времени торжества патримониальных отношений. И конечно, это далеко не только российское свойство. В западных структурах оно тоже встречается. Даже в регулируемых корпорациях есть «безгрешные» основатели и у «старших» есть способы ставить «младших» на место.