Сегодня Европейский суд по правам человека вынес вердикт по делу об отравлении радиоактивным веществом полоний-210 бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко в 2006 году в Великобритании. Суд постановил Российскую Федерацию выплатить €100 тысяч вдове погибшего Марии Картер (Марине Литвиненко), возложив вину на российских граждан Андрея Лугового, с 2007 года депутата Госдумы от ЛДПР, и Дмитрия Ковтуна, действовавших, как считает суд, по указанию российских властей. Вердикт базируется в том числе на результатах британского расследования. Расследование же, проведенное прокуратурой РФ, ЕСПЧ счел «неэффективным», отметив, что оно так и не дало «удовлетворительного и убедительного объяснения» произошедшему.

«Мы не готовы прислушиваться к таким решениям», — отреагировал на новость пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «Вряд ли ЕСПЧ обладает какими-то полномочиями или технологическими возможностями обладать информацией на этот счет». «Даже поверхностное ознакомление с решением свидетельствует о том, что в его основу были положены результаты "британского публичного" расследования, — заявили следом в посольстве РФ в Лондоне. — Российские оценки этой непрозрачной, несостязательной и от начала до конца политизированной процедуры хорошо известны».

Убийство Литвиненко нашло отражение в большом количестве статей, документальных фильмов и книг. Резонанс и значение дела подчеркивает уже то, как часто о нем вспоминают западные эксперты, предлагающие концептуальное объяснение современной России и особенностей действующего в стране режима. Среди них — Дарон Аджемоглу и Джеймс А. Робинсон, американские экономисты, написавшие в 2012 году одну из самых обсуждаемых книг десятилетия «Why Nations Fail» (русский перевод вышел под названием «Почему одни страны богатые, а другие бедные»), посвященную природе богатства и бедности в современном мире, идеям инклюзивности и экстрактивности. В своей новой работе «Узкий коридор. Государства, общества и судьбы свободы» (вышла в издательстве «АСТ») авторы исследуют предпосылки к обретению политической и экономической свободы: почему одним обществам удается ее достичь, а другим — нет.

Книгу, как и нижеследующий ее фрагмент, посвященный Польше и России, пронизывает ряд метафор, требующих пояснения. «Эффект Красной королевы» позаимствован из «Алисы в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла, где королева (в русском переводе — Черная королева) и Алиса бегут сломя голову, чтобы оставаться на месте. Эту ситуацию энергичных усилий по сохранению статус-кво авторы примеряют к взаимоотношениям общества и государства: «Если общество отстает и бежит недостаточно проворно, ему не угнаться за растущей мощью государства и Обузданный Левиафан быстро превращается в Деспотического. Для сдерживания Левиафана необходимы состязательные усилия общества, и чем мощнее и дееспособнее Левиафан, тем более сильным и бдительным должно стать общество».

Из этой посылки вытекает другая метафора, отраженная в заглавии: узкий коридор. Согласно описанию Аджемоглу и Робинсона, это пространство, ведущее к свободе и зажатое с одной стороны страхом перед деспотическим государством, а с другой — ужасом перед хаосом в отсутствие какого бы то ни было государства.

Но почему коридор и отчего непременно узкий? Авторы поясняют: «Потому что обретение свободы — это процесс; необходимо пройти долгий путь, прежде чем удастся взять под контроль насилие, написать законы и обеспечить их исполнение, проследить за тем, чтобы государство предоставляло социальные услуги своим гражданам. И задача эта не из легких. Как сдержать государство, вооруженное огромной бюрократией, мощной армией и возможностью устанавливать законы по своему усмотрению? Как мы можем знать, что оно, когда мы обратим к нему призыв проявлять больше ответственности в сложном мире, не превысит свои полномочия и останется под контролем общества? А как заставить общество работать согласованно, не дать ему восстать против себя самого, не быть разодранным разногласиями? И как сделать так, чтобы у этой борьбы был ненулевой результат? Все это нелегко, и поэтому наш коридор так узок, а вход и выход из него имеют далеко идущие последствия для общества».