
Выборы 1848 года во Франции
Мы живем в режимах, которые называют себя демократиями. Здесь нужно подчеркнуть две вещи. Во-первых, люди живут вроде как в демократии – так написано в Конституции, так говорят члены правительства, это подчеркивает президент – но при этом у них нет ощущения, что они живут в демократии. Во-вторых, несмотря на это, люди все-таки вынуждены верить, что их политический режим – демократический. Возникает ситуация внутреннего противоречия: мы должны верить в нечто, что противоречит нашему опыту. Когда мы это чувствуем, это говорит о том, что здесь работает идеология. Чтобы справиться с ней, мы должны спросить себя, почему жизнь внутри демократии – это такой недемократический опыт? Это самый первый вопрос, который нужно задать, чтобы выйти из идеологической ловушки.
Итак, предполагается, что мы живем в демократических обществах, в то время как мы отлично знаем, что объективно каждый из нас имеет примерно нулевое влияние на то, как управляются эти общества – как в России, так и в любой стандартной либерально-демократической системе, которая существует в Америке, Европе и части азиатских стран, то есть в большей части мира. Предполагается, что что-то зависит от нашего демократического волеизъявления, при этом мы знаем, что никакие результаты голосования не повлекут существенных изменений в устройстве общества. Предполагается, что мы будем верить, что лидеры представляют нашу демократическую волю, реально же мы чувствуем глубокое недоверие тем, кого, по идее, сами же демократически и выбрали. Все это – симптомы болезни, которая поразила все современные либерально-демократические системы.
В России ситуация еще более извращенная. С одной стороны, мы знаем, что в России нет демократии, так что нам не приходится верить в то, что прямо противоречит нашему опыту. С другой стороны, в России мы вынуждены верить не в то, что мы живем при демократии, а в то, что «они там» живут при демократии, в то время как у нас в России то, что политологи придумали описывать словами «электоральный авторитаризм», «гибридный режим» и т.д. Из-за этого мы можем плохо себя чувствовать сразу двумя способами. Первый вариант – мы начинаем представлять, что люди в странах Запада действительно живут при демократии. Но очевидно, что они не имеют никакого серьезного влияния на собственную жизнь, даже несмотря на то, что якобы находятся где-то высоко на этой лестнице демократий. Перед нами мрачная перспектива: нам предстоит долгое время демократизироваться, только для того чтобы оказаться в ситуации, в которой уже мы, в свою очередь, не будем чувствовать власти над собственной жизнью. Эту перспективу умело эксплуатирует официальная российская пропаганда, которая порой ловко обличает реальные дисфункции либеральных режимов в Европе и Америке. Но есть и второй вариант, который чаще всего имеет место в России: люди просто машут рукой на идею демократии, принимают циничную установку и перестают думать о политике в нормативном плане. Это установка нормального среднего российского гражданина: политика дело грязное и никогда ни к чему хорошему она не приведет. Это порождает состояние меланхолии, бессилия, депрессии.
И все же мы верим, что системы, управляемые небольшим количеством политических лидеров, у которых колоссальная власть по сравнению с властью народа, в каком-то смысле являются демократиями. Откуда берется это убеждение? Корнелиус Касториадис называл эти системы режимами с избранными королями – почему же мы называем их демократиями? К этому вопросу я хотел бы обратиться при помощи Маркса.
Бред сумасшедших
В далеком 1927 Людвиг фон Мизес написал «Либерализм».
Какой смысл сейчас обсуждать что там когда-то написал Маркс? Его гипотетические построения оказались полностью нежизнеспособны, всем его работам место на свалке истории, сегодня это просто макулатура.
Похоже, самое первое, и самое главное, замечание - про предпосылку о существовании демоса - проигнорировали. А ведь в ней же и есть основной смысл. Демократия хорошо для демоса, а что делать, если демос лишь часть массы? И вообще, стоит ли задавать такой вопрос, потому что история говорит, что предыдущие попытки ответа все до единой оказывались чудовищнейшими, и заканчивались всякими ужасами и катастрофами. А если не стоит, то что делать с демократическими процедурами, применяемыми и к демосу, и к... не-демосу, скажем так?
А не-демос - это что, элиты?
И что вы имеете в виду под демократическими процедурами?
Демократичечкие процедуры - по крайней мере, избирательные права.
Не претендую на определение, но по аналогии с первоисточником, думаю, что что-то про одновременное сочетания способностей и желания брать на себя определённую гражданскую ответственость. В известном смысле это, да, и есть элиты.
Проблема в том, что апелляция к способностям сама по себе антидемократическая. Грубо говоря, если смотреть из демократической перспективы, то у всех должно быть больше власти, больше возможности определять условия своей жизни, а это автоматически означает, что ни у какого "способного" меньшинства не может сосредоточиваться власть и возможность определять условия жизни для "неспособного" большинства. Возможная параллель такая: социалисты предлагают экономическое равенство и считают, что не должно быть миллиардеров; то же самое с демократами, только вместо денег власть.
То есть при достижении некоторых "больших целей", возможно, полезнее сосредоточить власть у одного человека, который будет указывать остальным, что делать, возможно, этот один человек (или несколько, т.е. элита) даже будет "способным" и "ответственным", но в истории с демократией (как аналогично и с социализмом) важный момент в том, что она сама по себе является "большой целью", которая является более приоритетной, чем все другие "большие цели", требующие монархии или олигархии. Да, если будет фараон, то мы построим пирамиду. Но настолько ли нужна мне пирамида, что я готов ограничить собственную власть и отдать часть фараону? Демократический ответ: нет. Поэтому, кстати, политически опасно (если мы за демократию) слишком доверять либеральным экономистам (чья ценность - "экономический рост") и вообще - экспертам, в т.ч. философам, развивающим теории "своего блага" (как сказал бы Алексей Глухов, чью статью https://republic.ru/posts/94844 тоже рекомендую почитать).
Однако тут можно пойти и в другом направлении и указать на то, что "способности" развиваются человеком в процессе знакомства с тем, с чем ему нужно иметь дело. То есть, исключая крайности, люди примерно одинаковы и примерно одинаковы пригодны к управлению. И, если мы стремимся к демократии, то чем более демократичен наш режим, тем менее важны личные особенности человека. Человек может быть "умнее" или "глупее", но нам это не очень важно, потому что демократия будет сдерживать как глупость, так и ум (а иногда ум даже важнее сдержать). Возможно это только при большом вовлечении людей в политику. То есть чтобы была демократия, как можно больше людей должны участвовать в управлении собственной жизнью, а это антиэлитарное, эгалитарное развитие.
"апелляция к способностям сама по себе антидемократическаяапелляция к способностям сама по себе антидемократическая" - опять же, это зависит от того, что понимать под демосом. Что же до "люди примерно одинаковы и примерно одинаковы пригодны к управлению" , то про кухарку мы уже проходили :(
Детский лепет.
Есть такой железный закон олигархии — принцип теории элит, впервые сформулированный Робертом Михельсом в 1911 году. Он состоит в том, что любая форма социальной организации, вне зависимости от её первоначальной демократичности либо автократичности, неизбежно вырождается во власть немногих избранных — олигархию.
Монархия это олигархия, состоящая из нескольких семей близких к семье короля, который с одной стороны легитимен у народных масс т.к. церковь назначила его помазанником Божьим, а с другой стороны вынужден опираться на свою свиту чтобы ему не устроили несчастный случай на охоте или инцидент с тяжелой золотой табакеркой.
Республика это олигархия, к которой власть назначают жеребьевкой из представителей политического класса. Обычно это несколько процентов населения.
Демократия это олигархия, в которой власть имеют хозяева масс-медиа которые говорят народу что он хочет, а народ голосует за нужных людей.
"Демократия это олигархия..." - нет. Вы же сами написали, что "вырождается". Если А выродилось в Б, то мы имеем Б, а не А.
Ну и "говорить народу, что он хочет" - это довольно сомнительная штука. Как будто и правда "народ что-то хочет", а "хозяева масс-медиа" знают это что-то и именно это и говорят. Это довольно сильные утверждения. Вряд ли истинные.
Есть единственное стабильное состояние - это олигархия. Все остальные варианты это результаты разрушения предыдущей системы, когда на несколько десятков лет установилась власть харизматического типа. В случае монархии это военачальник-основатель династии типа Вильгельма Завоевателя или Хлодвига, или, в случае республики, несколько семей - основателей общины типа римлян бежавших от варваров на остров Венецию. За исторически ничтожный промежуток времени все это превращается в олигархию.
Мне кажется, это просто возможная отправная точка для размышлений/исследований. Мы же не хотим жить при олигархии? Значит, надо думать, что с этим делать. Если закон "железный", то надо думать, как это железо расплавить.
Кажется, вы не учли тех, кого не устраивает ни то ни другое.
По моему всеже усложнение систем сдержек и противовесов и принудительная ротация властных кадров не приведет ни к чему хорошему. Это как квадратуру круга при помощи циркуля и линейки делать. Две тысячи лет светлые умы пытались решить эту вроде бы простую задачу, пока не было строго доказано что решения не существует.
Самоорганизоваться - простая задача? Мне так не кажется. Это задача сложная, но сложность не означает, что её нельзя решать с тем или иным успехом.
Так а где толком организована эта ротация кадров? Нет её. Если посмотреть, например, на Америку, то даже "надежда демократии" Сандерс - на самом деле человек, который очень давно во власти - он сенатор.
А про "строгое доказательство" я думаю, что это просто неправда. Невозможны в этой сфере никакие строгие доказательства.
Я думаю математический аппарат есть, и закономерности эволюции политических систем можно записать в виде системы дифференциальных уравнений. И демократия будет аккуратно в точке неустойчивого равновесия. То есть все идет вразнос после малейшего дуновения ветерка. Началась война, например.
Вопрос в том, что вы имеете в виду под демократией. Я не уверен, что вообще где-то в мире есть демократия (текст опять же в том числе об этом: если какой-то режим называет себя демократией, это ещё не значит, что он ей является), поэтому непонятно, для чего мы вообще выписываем какие-то уравнения.
Трамповское большинство избрало Трампа, путинское большинство избрало Путина (при этом «большинство» в данном случае - это большинство тех, кто пришли на выборы).
Предположим, некому гражданину не нравится этот выбор. Но это не повод говорить о том, что «демократия сейчас какая-то не такая, не совсем демократичная». Демократия - это соблюдение демократических процедур, а вовсе не заранее заданный или гарантированный результат выбора некоторого «правильного» политика-«демократа».
Если где-то проходят выборы, это не значит, что там демократия. Другими словами, выборы не являются достаточным (а возможно, не являются также и необходимым) условием для демократичности политического режима.
Трампа не выбрало большинство. За Клинтон проголосовало больше людей.
С Путиным не так всё просто. Если бы Навальный был допущен к выборам, вы уверены, что не случился бы второй тур и не победил бы Навальный?
Дальше, вы пишете, что демократия - это соблюдение демократических процедур, подразумевая, что выборы и есть такая процедура (которая в России, кстати, не соблюдается). Григорий как раз утверждает, что это не так, что демократия - это не (только) про выборы, просто это уже отдельная тема, выходящая за рамки материала про марксово предсказание плебисцитаризма.
Жаль, что во всём этом довольно пространном тексте не нашлось места для определения - что, собственно, автор называет демократией? Или что Маркс (по мнению автора) называет демократией.
.
"Сегодня нам нужно избавиться от иллюзии, что всеобщее голосование и постоянные выборы – это и есть демократия. "
Допустим, избавились. А что (какая иллюзия) предлагается взамен?
Это уже отдельная тема, до которой, конечно, тоже нужно будет добраться.
Во-первых, странно, что автор допускает очень вольное обобщение западных демократий, указывая, что избиратель не чувствует своего влияния.
Очевидно, что если в стране 250 млн. избирателей, то и максимально возможное влияние одного избирателя будет 1/250 миллионная доля с поправкой на распределение голосов неявившихся. Не очень высокое влияние, но математика за время существования демократий никак не изменилась.
Ситуация меняется, когда демократический выбор происходит в группе из меньшего количества избирателей. Это могут быть региональные или местные выборы. Или же общегосударственные выборы в маленьких демократических странах. В этих случаях «цена» голоса избирателя существенно возрастает. Избиратель на выборах главы маленького городка или местного депутата влияет на результат многократно больше.
Если говорить о выборах в США, то выборы мэров городов и губернаторов часто воспринимаются намного более важными, чем выборы на уровне государства.
Во-вторых, на ощущение «выражения демократической воли» будет влиять отношение избирателя к другим избирателем – как он оценивает их адекватность, и насколько уважает их выбор.
Политологи, как всегда, обходят стороной один щекотливый момент, напуская тумана общими фразами об искажениях демократий.
Демократия в западном дискурсе часто рассматривается как некое самоценное благо.
Западные демократии эффективны не в силу текста законов, предусматривающих избирательные права. Чужие демократические законы могут быть скопированы любой страной третьего мира, что часто и происходит.
Но в действительности первична не демократия, а менталитет, правосознание, социальные и культурные навыки основной массы избирателей.
«Стая орков» при принятии демократических законов не превратится в «хоббитанию».
Демократия это способ организации власти, основанный на всеобщем избирательном праве. Стая орков все также будет транслировать демократическим путем волю стаи орков.
В этом смысле демократия для них может оказаться намного разрушительнее, чем авторитарный режим.
Нарушение демократичности в этом смысле может быть только одно: фальсификация выборов.
Всё остальное – это не искажения демократии, не элементы монархии, это демократия в том неприглядном виде, в каком данная общность людей желает пользоваться своими избирательными правами.
"Демократия это способ организации власти, основанный на всеобщем избирательном праве."
Этот текст как раз рассказывает о том, как всеобщее избирательное право привело к плебисцитаризму.
Уже писал выше, напишу и здесь, что если где-то проходят выборы, это не значит, что там демократия. В СССР тоже проходили выборы (наверняка даже безо всяких фальсификаций) и вроде было всеобщее избирательное право, в конце концов. Это же не значит, что там была демократия.
"Можно ли совместить монархию и демократию?"
.
Понятно, что после Аристотеля "Политика" появилось что-то новое. Но это классика. Арифметика. Натуральные числа. Их никогда не отменят. Четные и нечетные не объединят.
.
Нельзя соединить.
Украина сегодня живет при демократии? Да. Не при монархии же. Но демократия это форма. Содержание не демократичное. Лучше бы наоборот.
Кстати, по содержанию Украина и Россия братья. Канада и Украина братья по форме, но не по содержанию :)
минусы.
Аристотель бы не поверил, что во времена полетов в космос ... .
В марксистком дискурсе о демократии слабым местом является презумпция существования демоса. Если его нет - никакой демократии конечно не может быть. С другой стороны, если он есть с присущими ему свойствами - демократия неизбежна, а все попытки ей противостоять исторически обречены. Марксизм целиком живет в этой парадигме неизбежности, что было простительно для Маркса, но не для современных марксистов, имеющих возможность оценить предсказательную силу его идей (разную для разных идей, у него же их много было). Так вот, если предсказательная сила в этой части подкачала - наверное что-то не так с базовой аксиомой существования демоса - способного к полностью спонтанной самоорганизации сообщества, в масштабах, превышающих классические древние полисы.
Согласен с тем, что надо давать во всех этих рассуждениях определение демоса.
Бомж из подворотни - это представитель демоса? Пенсионер с нищенской пенсией - это демос? Вор из ОПГ- это демос? Учителя, голосующие за тех, на кого укажет начальство - это демос? Солдаты, голосующие строем по приказу командира - это демос?
Если их лишить "священного" права голоса, то выборы в России дадут очень интересные результаты.
Размер, наверное, имеет значение, как по территории так и по количеству. Но это вопрос к будущим философа, а не смотрящим в прошлое.