Когда я собирал материалы для текстов о церковной архитектуре русского модерна, то наткнулся на фотографии этого замечательного и очень необычного собора в Бишкеке.

Это Воскресенский кафедральный собор. Наметанный глаз сразу признал творение русских архитекторов начала ХХ века, отличный образец неорусского стиля в далекой Средней Азии. Но когда я стал разбираться и увидел год постройки собора, то буквально не поверил своим глазам. Этого просто не может быть. Оказалось, что этот храм был построен в 1947 году. И не в Пишпеке (так в Российской империи назывался Бишкек), а в городе Фрунзе (так Бишкек назывался в советское время), прямо на пересечении улиц Ленина и Ворошилова.

Изначально тут строилось здание Кирпромсовета, строительство во время войны остановили, а в 1943 году недостроенное здание отдали местной православной общине под строительство храма. Все мои представления об истории нашего отечества в ХХ веке просто не оставляли никакого шанса этому храму: в советское время разрушали храмы, закрывали их, использовали как склады, клубы, жилые дома, растаскивали на стройматериалы, но точно не строили новые. Но вот же — стоит, и сколько не проверяй, везде значится 1947 год.

Стал разбираться и стало еще удивительнее. С 1943-го по 1969-й в советских республиках Средней Азии было построено больше 10 новых православных церквей — больше, чем во всем остальном СССР за все время советской власти (исключая позднюю перестройку). В том числе еще два больших кафедральных собора — в Душанбе и Ташкенте.

Свято-Никольский собор Душанбе. Построен в 1943 году. Фото: wikimedia.org

Как такое вообще могло произойти? Куда смотрела советская власть?