Все, наверное, слышали фразу про «сорок сороков». Часто из этой фразы делают вывод, что в дореволюционной Москве было 1600 храмов или около того. Это не так. «Сорок» — это церковно-территориальное деление (сейчас это называется благочинием), которое объединяло не менее 40 церквей, но было их в Москве не 40, а только 6. Впрочем, церквей в Москве было действительно очень много — если считать Москву в границах 1917 года, то более 650. И это на территории немногим большей, чем нынешняя Москва в пределах третьего транспортного кольца. Потому и фраза «сорок сороков», означавшая всю совокупность московских церквей, в обиходе значила просто — «очень много».

Но потом случилась советская власть, и ситуация с церквями (и не только с ними) резко изменилась. За 70 лет советской власти в Москве — речь теперь о Москве в границах Московской кольцевой автодороги — было уничтожено более 400 церквей. И это именно уничтоженные — по состоянию на 1991 год еще 263 храма были закрыты и использовались, как общежития, склады, мастерские, ну или в самом счастливом случае — как музеи. И только 173 были действующими.

Итак, 400 уничтоженных церквей — с куполами и колоколами, росписями, иконостасами и разной церковной утварью. Это цифры настоящей гуманитарной катастрофы. И очень хороший повод для проклятий в адрес советской власти. Но учитывая, что есть и более веские причины для этих проклятий — например, миллионы уничтоженных людей, здесь мы можем без особого гнева и пристрастия посмотреть на то, что именно было уничтожено.

На самом деле среди всех этих 400 уничтоженных церквей настоящих шедевров не так много. И это настоящее чудо. Каждый раз, когда над какой-нибудь значимой церковью нависла угроза сноса, на ее защиту бросались самые разные люди — писатели, архитекторы, художники, простые жители прилегающих к церкви районов. Эти запуганные советские люди, рискуя своим положением в советской системе, использовали все свое влияние и все свои возможности, чтобы доказать «безбожной» власти культурную, историческую и какую угодно еще ценность очередного храма. И им многое удалось отстоять. Да, им приходилось сдавать без боя ординарные церкви XIX, или даже XVIII века, но за каждую значимую церковь разворачивался бой. И советским чиновникам даже в самые мрачные 30-е годы от греха подальше проще было не трогать ничего церковно-исторического, без особой нужды или особого указания.

Разумеется, спасти шедевры русской церковной архитектуры удавалось далеко не всегда. Иногда обстоятельства сходились так, что любые аргументы переставали работать и спасти даже очень важные церкви не было никакого шанса.

Впрочем, перейдем к нашему списку самых важных потерь Москвы. И сразу оговоримся: про уничтоженные московские монастыри будет отдельный текст. Тут только городские церкви. Понятно, что даже среди городских церквей список серьезных потерь будет совсем не маленьким, но мы выбрали пять, по нашему мнению самых интересных и важных..