Медсестры Бостона, 1918 год. Фото: National Archives

Медсестры Бостона, 1918 год. Фото: National Archives

Пандемия испанского гриппа 1918–1920 годов привела к самому массовому вымиранию людей за всю историю человечества. По подсчетам современных исследователей, за 2 года «испанкой» переболели около 500 млн человек – примерно треть населения планеты; погибло от 50 до 100 млн. Количество жертв пандемии сравнимо с потерями в обеих мировых войнах: Первая унесла, по разным оценкам, от 16 до 22 млн жизней, Вторая – 60–80 млн. Впервые в истории эпидемия в короткие сроки распространилась по всему земному шару, затронув даже самые отдаленные уголки. Испанский грипп присутствовал при каждом важном историческом событии двух лет пандемии – а в некоторых из них и сам сыграл ключевую роль.

Болезнь молодых и здоровых

В легких формах испанский грипп протекал так же, как и сезонный. Однако в тяжелых случаях болезнь вызывала отеки дыхательных путей, плеврит и поражения внутренних органов, в том числе и мозга – известны случаи, когда больные «испанкой» сходили с ума. Одним из характерных внешних проявлений болезни было посинение лица, вызываемое нарушениями кровообращения. В некоторых случаях смерть пациента наступала через сутки после появления первых симптомов. В зависимости от страны, доля летальных случаев колебалась от 4% до 22%.

Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о том, почему испанский грипп оказался настолько смертоносным. Некоторые биологи считают, что штамм испанского гриппа отличался от своих предшественников тем, что вызывал «цитокиновый шторм». В здоровом организме информационные молекулы цитокины помогают бороться с травмами и вирусами, однако их переизбыток сам может приводить к воспалению внутренних органов и разрушению иммунной системы. Это похоже на то, как излишняя защитная реакция иммунитета во время аллергии может приводить к отекам дыхательных органов и мозга.

«Цитокиновый шторм» наиболее вероятен у зараженных со здоровой и развитой иммунной системой – возможно, именно этим объясняется то, что среди людей от 25 до 40 лет смертность достигала 35%, в то время как у пациентов старше 65 лет – всего 12%. Другие ученые полагают, что болезнь протекала в целом так же, как и обычный грипп, однако ее смертность значительно усилил голод, который после Первой мировой войны бушевал во многих странах мира.

Испанка распространялась в три волны, и началась она совсем не в Испании. Своим названием грипп обязан тому, что Испания сохраняла нейтралитет во время Первой мировой и ее газеты могли свободно писать об ужасах болезни, в то время как в других странах военная цензура не пропускала в прессу публикации, способные вызвать панику. Из-за этого у многих европейцев создалось ложное впечатление, что именно Испания является эпицентром заражения.