В 2025 году спецприз жюри на самом известном в мире фестивале независимого кино «Сандэнс» получил фильм про российскую школу во время войны — «Господин Никто против Путина». Его авторы — известный американский документалист Дэвид Боренштейн и учитель из города Карабаш Павел Таланкин. Таланкин — это и есть «Господин Никто», он работал педагогом-организатором и видеографом в школе, а после начала войны в Украине снимал «мероприятия патриотической направленности» для отчетности. Фиксировал, как поднимают флаги, выстраивают на линейки, ведут «Разговоры о важном», принимают детей в «Движение первых». Какие они, российские учителя и ученики «эпохи "СВО"»? Об этом с Таланкиным поговорил редактор Republic-Weekly Константин Шавловский.

Фильм «Господин Никто против Путина» начинается с роликов залетных туристов, посвященных Карабашу. Вместе они озаглавлены «Самый грязный город на Земле». Такую славу городок с 10 000 жителей получил, в общем, случайно: где-то в сети появилась информация, что ЮНЕСКО якобы признала таковым именно Карабаш, и блогеры со всего мира решили проверить, так ли это. Конечно, многолетнее производство меди в Карабаше сказалось на экологии, но едва ли жители Карабаша действительно живут в самом грязном месте на планете. Больше это похоже на очень смелый черный пиар администрации: кроме грязи, Карабашу просто нечем было похвастаться, а инвестиции надо как-то привлекать. Теперь, после фильма Таланкина — Боренштейна, Карабаш может стать символом не только экологической, но и гуманитарной катастрофы, поскольку он рассказывает о том, что делает военная российская пропаганда с самыми маленькими и беззащитными перед ней людьми — со школьниками.

Историю создания «Господин Никто против Путина» рассказывает за кадром сам Таланкин, который является не только режиссером и оператором, но также и проводником и главным героем фильма. После начала полномасштабной войны он довольно случайным образом откликнулся на рандомный призыв в интернете рассказать о том, как он встретил новости о российской агрессии. После чего с ним связался датский продакшен, и в течение долгого времени Таланкин снимал и отсылал материал не только на серверы Минобразования, но и своему соавтору Дэвиду Боренштейну. В какой-то момент стало понятно, что для продолжения работы Павлу необходимо покинуть Россию: риск уголовного преследования после будущей премьеры был слишком велик.

«Господин Никто против Путина» — это фильм уникального доступа, его материалы бесценны для исследователей. Но, кроме того, это еще и фильм о маленьком человеке, который живет в маленьком городе и решает бросить вызов большой системе государственного насилия. Таланкин и сам в чем-то похож на героя русской литературы: своей пылкостью и наивностью он напоминает сразу всех молодых специалистов, которые приезжают в город N и сталкиваются с провинциальным укладом. Только, в отличие от литературы, мы видим документальную летопись того, как типичный конфликт человека и среды накладывается на вооруженный конфликт, который переживает маленький русский город в глубоком тылу.