На прошедшем Каннском кинофестивале дебютный фильм Маши Черной «Осколки» получил приз за лучший документальный фильм года. Этот приз на полях фестиваля вручает DocAlliance, в который входят семь ведущих документальных фестивалей мира. Какой увидели западные зрители Россию в «Осколках» и почему это действительно главный российский док года, рассказывает Андрей Карташов.
Опять Россия душевнобольной человек Европы. В связи с болезнью ее душа стала еще более загадочна и интересна внешним наблюдателям — тем, что на безопасном расстоянии (иначе не объяснить изобилие русских персонажей в фильмах разных стран в последние два года). Но в связи с буйностью симптоматики от больного стараются держаться подальше, так что фильмы российского производства на западные фестивали не берут. Тем более примечателен успех «Осколков» Маши Черной (формально приписан к Германии и Грузии): осенью 2024 года картине присудили главный приз важного португальского киносмотра Doclisboa, а на прошлой неделе в Каннах она получила награду альянса европейских фестивалей документалистики.
Из редких картин, снятых в России в последние три года и просочившихся сквозь занавес, «Мои нежелательные друзья» Джулии Локтев о московских журналистах и «Queendom» о трансгендерной персоне Джене Марвин из Магадана. Это фильмы о людях, которых российский режим заведомо считает врагами и ставит вне закона, и они, конечно, сфокусированы на конфликте между героями и политической реальностью. «Осколки» же этим конфликтом… разбиты: в соответствии с названием здесь нет как такового сюжета, нет одной цельной картины. Фильм документирует не столько историю, которая развивается от начала к концу, сколько ощущение в одном моменте времени — состояние внезапной утраты старого мира и старой жизни, вдруг рассыпавшейся на острые кусочки. Маша Черная не выкладывает из этих кусочков ни лозунгов, ни слова «вечность», а собирает на сохранение — принцип «литературы как сумки», предложенный когда-то Урсулой ле Гуин, а в кино сформулированный великой документалисткой Аньес Варда в фильме «Собиратели и собирательница».