Владимир Путин

Владимир Путин

Maxim Shemetov / Reuters

Скандал вокруг Сноудена и разногласия по Сирии в очередной раз оживили западную дискуссию о России. Считать ли эту страну потенциальным союзником или вечной помехой Запада, его крупным разочарованием? Так, влиятельное издание Foreign Policy в недавней редакционной статье утверждает, что Митт Ромни был прав, когда, воскрешая риторику холодной войны, назвал Российское государство главным врагом Соединенных Штатов. Это популярная, но не единственная точка зрения, тем более в среде интеллектуалов, предпочитающих полутона черно-белой картине мира. Конечно, даже пророссийски настроенные политологи, экономисты, историки в США и Западной Европе испытывают к современной России куда более сложную гамму чувств, чем безоблачный оптимизм. Однако на общем фоне их взгляды отличает умеренность, а рассуждения о провалах и достижениях отмечены желанием понять логику событий в исторической ретроспективе. Republic собрал наряду с испепеляющей критикой нашей страны и мнения людей, чьи оценки путинской России — ее внешней и внутренней политики — можно объединить словами «все не так уж плохо».

Pro

Стивен Коэн: «Путин беспощадный автократ? Так почему разрешают митинги»

«Если бы Путин действительно был "хладнокровным и беспощадным" автократом, то после декабрьских парламентских выборов ни на улицах Москвы, ни в других городах России не появились бы десятки тысяч демонстрантов. И никто не дал бы им официального разрешения на проведение митингов — как это произошло в случае с тысячами людей, собравшимися вчера (6 мая 2012 года. — Republic) на площади, до того как небольшая группа митингующих нарушила ряды и спровоцировала применение силы — и не показал бы их по государственному телевидению».

Цитата из статьи «Прекратите бессмысленное демонизирование Путина», Reuters. 9 мая 2012 года

Стивен Коэн — один из крупнейших американских специалистов по истории СССР, автор нескольких книг соответствующей тематики, среди которых следует отметить политическую биографию Бухарина, а также полемические работы «Можно ли было реформировать Советскую систему?» и «Вопрос вопросов: почему не стало Советского Союза?». Преподает историю России после 1917 года в Нью-Йоркском университете.

Джим О’Нил: «Россия может расти быстрее Бразилии»

«Россия не может достичь масштабов Китая или Индии, в каждой из этих стран живет более миллиарда человек. В Индии урбанизация только началась, Китай прошел только половину этого пути. Россия же достигла приемлемого уровня урбанизации и не может расти теми же темпами, поэтому необходим более реалистичный взгляд на вещи. Россия может расти быстрее, чем Бразилия, это вполне вероятно. Учитывая сегодняшние цены на финансовых рынках, я даже считаю Россию более привлекательной для инвестиций страной, чем Бразилия».

Цитата из интервью Forbes. 6 сентября 2011 года.

Джим О’Нил — экономист Goldman Sachs и изобретатель аббревиатуры BRIC. Как признает финансист в своей книге «Карта роста: будущее стран BRIC и других развивающихся рынков», его карьера «в значительной степени» строилась вокруг этих четырех букв. Они вошли в обиход после статьи, опубликованной им 2001 году. При этом автор до сих пор исполнен решимости убеждать всех вокруг, что «эти страны, наряду с некоторыми другими восходящими экономическими звездами, — двигатели роста мировой экономики сегодня и в будущем».

Генри Киссинджер: «Путин создал средний класс»

«Россия — это страна, которая большую часть своей истории определяла себя своей имперской деятельностью. Это не Китай, который верил, что его культура настолько уникальна, что она может служить примером всему миру. Россия расширялась во всех направлениях. Сейчас Россия находится в положении, обратно противоположном всей ее истории. У нее 3000-мильная граница с Китаем, что является стратегическим кошмаром — с 30 млн русских по одну ее сторону и миллиардом китайцев с другой. У нее 2000-мильная граница с мусульманским миром, что является идеологическим кошмаром… И граница с Европой, которая является историческим кошмаром, последствием 300 лет российского империализма… Это страна, чья демография находится на спаде. Ее демографический баланс — один из наименее благоприятных [в мире]. Путин создал средний класс, который будет защищать себя. Я не думаю, что мы можем значительно влиять на внутреннюю политику России».

Цитата из статьи «Киссинджер возвращается» в Harvard Magazine. 12 апреля 2012 года

Экс-госсекретарь США Генри Киссинджер в Кремле. Фото: Алексей Дружинин / Пресс-служба президента РФ / ТАСС

Генри Киссинджер- политический динозавр, последовательный сторонник realpolitik. Ключевой участник исторических событий в эпоху холодной войны, а ныне — умудренный уникальный опытом эксперт по международным отношениям. В администрациях Никсона и Форда занимал должности госсекретаря и советника по национальной безопасности. На протяжении своей политической карьеры неоднократно представлял США в переговорах с СССР.

Роберт Скидельски: «Явный прогресс на фоне русской истории»

«Территориальные и экономические императивы империи продолжат создавать трудности для России на пути развития политической системы, соответствующей западным нормам. Средний класс расширяется, но нет гарантии, что он станет более "либеральным" в западном смысле этого слова. Поэтому политическая система России в обозримом будущем, скорее всего, останется автократической с демократическим фасадом. Это может показаться разочарованием, однако это явный прогресс по сравнению с тем, что Россия когда-либо переживала до этого, не считая кратких периодов».

Цитата из статьи «Владимир де Голль», Project Syndicate. 13 декабря 2007 года

Роберт Скидельски — британский историк экономики с русскими корнями, автор классической трехтомной биографии Джона Мейнарда Кейнса (в России издана в двух томах). Преподает историю в Оксфорде, а также является профессором Уорвикского университета. Вплоть до 2009 года был постоянным колумнистом газеты «Ведомости». В этом качестве делился мыслями как о мировой политике и экономике, так и о внутрироссийских проблемах.

Александр Рар: «Никогда еще россияне не жили так богато»

«За последние 12 лет в России произошли гигантские изменения. И средний класс в России живет действительно гораздо лучше, чем средний класс в Греции или Испании. Никогда россияне не жили с таким достатком, как сегодня. Конечно, далеко не все, но достаточно многие. Мои русские друзья считают, что мы должны жить намного лучше, потому что в Европе выше зарплаты, — но европейцы отдают треть дохода за жилье, до половины номинальной зарплаты уходит на налоги, все вынуждены оплачивать обязательные страховки — медицинскую и т.п. А в России людям подарили квартиры, за коммунальные платежи они отдают по сравнению с нами — копейки. Налоги для хорошо зарабатывающих граждан в Германии — 42%, во Франции — 75%, а у вас для всех — 13%. Российские туристы живут в гостиницах, которые не всякий рядовой немец может себе позволить. И тем не менее русские жалуются».

Цитата из интервью журналу «Однако». 3 февраля 2013 года

Александр Рар. Фото: ИТАР-ТАСС / Владимир Смирнов

Александр Рар — немецкий политолог и журналист, уже более четверти века исследующий проблемы СССР и России. Потомок русских эмигрантов. Его перу принадлежат биографии Горбачева («Горбачев — новый человек») и Путина («Немец в Кремле»), а также книги «Путин после Путина. Капиталистическая Россия на пороге нового мирового порядка» и «Куда пойдет Путин? Россия между Китаем и Европой».

Эммануэль Тодд: «Западная критика России часто несправедлива»

«Критика России европейскими СМИ или американскими политиками зачастую совершенно несправедлива. После эпохи дикой либерализации страна нуждалась в большей стабильности. В чем, наверное, можно упрекнуть Россию, так это в том, что она пока не нашла правильный стиль общения с западной прессой. Существует масса возможностей значительно улучшить имидж».

Цитата из интервью журналу «Россия в глобальной политике». Июль — август 2007 года

Эммануэль Тодд — французский историк, социолог, антрополог. Автор множества книг, одна из которых «После империи: Pax Americana — начало конца» переведена на русский. В главе, посвященной России, Тодд заключает, что при Путине страна начала оправляться после десятилетий беспорядков и заслуживает доверия Запада, поскольку обладает «универсалистским характером» и способностью «воспринимать международные отношения эгалитаристским, справедливым образом».

Марк Ферро: «Стиль управления Путина обнадеживает»