
Китайский старшеклассник молится перед статуей Конфуция (551–479 до н.э.) в храме Конфуция в Пекине 5 июля 2002 г. Учащиеся отдают дань уважения китайскому философу и педагогу, чтобы успешно сдать вступительные экзамены в национальный университет, проводящиеся с 7 по 9 июля
Фото: REUTERS/Guang Niu/Scanpix
При Си Цзиньпине КПК снова поставила конформизм выше новых идей, вернувшись, по сути, к разработанным китайскими автократиями в VII веке исключительным инструментам для гомогенизации идей, норм и практик. Эти практики в прошлом привели к подавлению творческого потенциала китайской нации и, как следствие, к технологическому и экономическому застою. Так считает американский политический эксперт, профессор мировой экономики и менеджмента школы менеджмента Sloan Массачусетского технологического института Хуан Яшэн, автор бестселлера «The Rise and Fall of the EAST» («Взлет и падение EAST: Как экзамены, автократия, стабильность и технологии привели Китай к успеху и могут привести к упадку», EAST в данном случае аббревиатура). В интервью Дмитрию Гончарову он сделал предположение, что то же самое может вновь повториться в Китае.
— Как много сторонников в академическом сообществе разделяют идею вашей книги о том, что EAST (экзамены, автократия, стабильность и технологии) является основной причиной подавления творчества и отсталости Китая?
— Моя книга, опубликованная в 2023 году издательством Йельского университета, была включена журналом Foreign Affairs в список лучших книг 2023 года. Сейчас готовится ее издание в мягкой обложке на традиционном китайском, японском, корейском, польском и болгарском языках.
Ученых, которые изучают этот вопрос, не так уж и много. Академическое сообщество становится все более специализированным, и ученые все чаще фокусируются на очень специфических вопросах в своих исследованиях. В этом нет ничего плохого, но, с другой стороны, есть действительно большие вопросы в истории и в современности, которые до сих пор не решены. Меня больше интересует попытка ответить на эти большие вопросы. И ответить на них настолько, насколько это возможно с научной точки зрения и на основе доступных данных.
Насколько мне известно, ни один ученый не связывал эти четыре темы воедино, как это сделал я в своей книге, соединив в единую структуру «Экзамены», «Автократию», «Стабильность» и «Технологии». Есть ученые, которые изучали эти четыре темы по отдельности, но обычно это историки, которые не опирались на данные в своем анализе. Кроме того, моя книга поделена поровну между историей и современным периодом. Я не думаю, что найдется много ученых, которые изучали бы и историю, и современный период в единой системе.