В 1957 году канадский психолог Эллиот Жак представил Британскому психоаналитическому обществу исследование о кризисе среднего возраста, и только в 1965 году о нем стало известно общественности. Статья в журнале The International Journal of Psychoanalysis называлась «Смерть и кризис среднего возраста», а теория ученого заключалась в том, что человек по его достижении начинает острее осознавать собственную смертность, что вызывает тревожность, стресс, а то и депрессию.
Несмотря на то, что, по словам профессора психологии Массачусетского университета в Амхерсте Сьюзан Краусс Уитборн, веских доказательств существования кризиса среднего возраста нет, сам термин стал весьма востребованным в поп-культуре. Распространены штампы, согласно которым мужчины под давлением кризиса начинают покупать спортивные автомобили и заводить интрижки с девушками в попытках доказать себе, что они еще молоды.
Впрочем, согласно опросу 2014 года, в котором приняли участие более двух тысяч британцев, стереотипы о кризисе среднего возраста по большому счету изжили себя — об этом заявили треть участников опроса. Четверть респондентов считает этот термин обычным клише. Две трети участников опроса полагают, что кризис среднего возраста — ни к чему не обязывающее словосочетание, которое используют для того, чтобы описать любое поведение 40-летних.
Хотя стоит отметить, что более половины опрошенных мужчин признались, что по достижению 45 лет они скорее всего пересмотрят свой образ жизни. Также опрос выявил, что половина из тех, кто уже перешел за отметку в 40–50 лет, начинает заниматься своим здоровьем и увлекаться экстремальным спортом. Только 20% опрошенных признались, что пережили полноценный кризис среднего возраста, и три четверти респондентов считают, что это состояние характерно не только для мужчин, но и для женщин.
Помимо всего прочего, этот опрос помог обобщить топ-40 признаков современного кризиса среднего возраста. В первую десятку вошли: татуировка, подтяжка лица, инъекции ботокса, полумарафон, покупка автомобиля повышенной проходимости, поездка на музыкальный фестиваль, смена карьеры, приобретение дорогих часов или самых современных гаджетов. Замыкают топ: перечитывание любимых в детстве и юности книг, поездка на Чемпионат мира по футболу, новый бизнес и обновление свадебных клятв.