Слово «софист» употребляется чаще всего в негативном смысле: так характеризуют людей, которые готовы ради победы в споре на любые недобросовестные приемы. «Софизмами» называют ложные умозаключения, а «софистическим» – все, что с такими умозаключениями связано.
Своей дурной славой софисты обязаны во многом Платону и Аристотелю: именно они впервые разграничили понятия «софист» и «философ». До появления аристотелевской логики с ее классификацией умозаключений такое различие едва ли можно было строго провести. Зато когда появились ясные критерии, то оказалось, что многие из тех, кого мы привычно называем «философами», – это те же софисты. Например, Парменид и Зенон, про которых Аристотель пишет, что они рассуждают «софистически», поскольку не учитывают, что о бытии и о едином говорится в нескольких смыслах.
Но софистика – гораздо более сложное явление, не сводимое, как говорит Платон в «Софисте», к «торговле духовными товарами» и «охоте за богатой молодежью». Неслучайно тот же Платон вынужден признать и некий вид «благородной софистики», которая при помощи опровержений очищает души от ложных мнений. Не этим ли занимался самый знаменитый учитель античности, Сократ? Попробуем разобраться, чем же выделялись софисты на общем фоне и как правильно быть софистом. Ведь это не менее сложно, чем быть, например, стоиком.