Встреча Владимира Путина с историками и представителями традиционных религий России. Москва, 4 ноября 2022 года

Встреча Владимира Путина с историками и представителями традиционных религий России. Москва, 4 ноября 2022 года

Фото: Григорий Сысоев, РИА «Новости»

В далеком 2009 году российский профессор Андрей Зорин дал пророческое интервью насчет вмешательства государства в историческую науку. О прозорливости ученого можно судить хотя бы по одной реплике:

«По-моему, в Латинской Америке в эпоху военных переворотов был такой лозунг "Уберите армию в казармы!" А я бы выдвинул лозунг "Уберите историков на кафедры". С моей точки зрения, никакая аргументация исторического характера не может и ни при каких обстоятельствах не должна быть аргументом при решении политических вопросов».

Получилось, увы, ровно наоборот — историков не вернули на кафедры, а отправили в своего рода казармы. Оттуда они и ведут неравный бой с окружившими Россию темными силами. Шлегелевское «Историк — это пророк, обращенный к прошлому» сбылось в самой извращенной форме. Понимание прошлого в современной России на ходу встраивается в актуальную новостную повестку.

4 ноября 2022 года это проиллюстрировала встреча президента РФ с историками и представителями традиционных религий. Солировал, конечно, глава государства, но и собеседники дополняли его рассуждения не менее примечательными высказываниями. Расшифровка беседы — прекрасный слепок эпохи: с избыточной конспирологией, обличениями Запада и упорным нежеланием признавать очевидное.

«Сейчас мы видим объятия руководителей Польши и Украины, а идейка-то [выхода Польши к Черному морю], она жива. И идея поглощения Украины, она никуда не делась. Но это никто почти не знает. Это только в архивных документах».

— Владимир Путин, президент РФ

Сквозь текст проступает не то кардиограмма сумеречного мироощущения руководителей страны, не то сборник основных «символов веры», который обязан разделять настоящий патриот в кремлевском понимании слова. Символов, увы, если не ложных, то откровенно спорных и далеких от абсолютных истин.

Миф №1. «Россияне и украинцы — один народ»

«Горько еще и от того, что сражается друг с другом, по сути дела, один народ, по сути, противостояние идет внутри одного народа, так же, как это было после потрясений 1917 года, людей снова стравили».

— Владимир Путин, президент РФ

Автор утверждения очевидно реконструирует реальность. Начатый по собственной же воле вооруженный конфликт он объясняет тем, что «людей стравили», перекладывая ответственность с себя на некие обезличенные силы. Саму агрессию против другого государства — существующего более 30 лет, общепризнанного мировым сообществом, члена ООН — российский лидер уподобляет гражданской войне.

Ключ к обоим спорным утверждениям кроется в пресловутом «одном народе». Концепция предполагает наличие некого российского суперэтноса или супернации. И «так называемых» украинцев из него выкрала чья-то злая воля: не то австрийцев с поляками, не то Владимира Ленина, не то виновных во всем по умолчанию англосаксов.

Турбопатриоты здесь не видят слона в комнате: историческая развилка между будущими русскими и украинцами — в монгольском нашествии восьмивековой давности. После него восточнославянские общности еще четыре столетия существовали порознь. Отсюда и проистекает разница в культуре, языке и самосознании.

«Баскаки». Ордынские сборщики дани на русских землях

Картина С.В. Иванова, 1909 год

«[После монгольского нашествия] владимирский и галицкий князья стали собирать земли Руси — каждый свои собственные. И те, и другие претендовали на одно название Руси, но оказались в разных геополитических обстановках. Их пути разошлись, несмотря на общность происхождения, литературного языка, права, веры и обычаев».

— Сергей Плохий, украинский историк

Имперская Россия в стремлении вразумить «малороссов» не придумала ничего лучше, чем штамповать запретительные акты. Наиболее известны Валуевский циркуляр 1863 года и Эмский указ 1876 года. Первый запрещал печать на украинском языке, второй — криминализировал любое его использование за порогом дома, вплоть до церковных проповедей. Их главным последствием стало только оформление украинского этноса в полноценную политическую нацию.

Нацию, что в 1917 году провозгласила суверенную Украинскую Народную Республику, и совсем не по своей воле этого суверенитета лишившуюся.

Увы, специфическая великодержавная оптика как предпочитала не замечать этого век назад, так в упор не видит и сейчас. У нас по-прежнему «один народ» и «стравливают людей», даже после могильников Бучи, руин Мариуполя, горящего торгового центра в Кременчуге и затемненных улиц Киева.