
Солдаты Туркестанского легиона (Франция, 1943). Это добровольческое соединение вермахта было сформировано в 1941 году из советских военнопленных —представителей тюркских народов республик Средней Азии.
Фото: Karl Müller, Bundesarchiv / Public Domain
Документ, написанный, как считают некоторые историки, лично Сталиным, запрещал отход войск без приказа, а также учреждал, с одной стороны, штрафные роты, а с другой — заградительные отряды с составе армий. Приказ не достиг своей цели: отступление советских войск на южном направлении продолжалось, и к осени 1942-го немцы вышли к Волге и достигли Северного Кавказа. Одним из фактов массового отступления была массовая сдача в плен советских солдат, при этом, в отличие от 1941 года, немцы предпочитали не просто сгонять пленников во временные лагеря, обрекая их на скорую голодную смерть, а вербовали в их среде добровольцев, готовых воевать на стороне Гитлера.
«Военнопленные оказались огромным подспорьем, — писал домой 20-летний немецкий солдат Гельмут Паулюс в июле 1942 года. — Некоторых из них мы тут же заставили тащить тяжелые ящики с боеприпасами через бесконечные зеленые луга!»
Дневник рядового Паулюса, участника стратегического наступления вермахта на Кубань и Северный Кавказ, цитирует оксфордский историк Николас Старгардт в своей книге «Мобилизованная нация: Германия 1939–1945» (только что вышла в ИД Азбука-Аттикус).
На второй год войны использование пленных красноармейцев на передовой становилось все более обычным, пишет Старгардт. Гигантские потоки захваченных в плен советских солдат более не текли бескрайними реками в немецкий тыл, как летом-осенью 41-го, поскольку теперь отступающие части Красной армии не поддавались на прежние уловки и не позволяли противнику окружить себя.
Пересыльные лагеря для военнопленных тоже выглядели иначе. Теперь не всех красноармейцев бросали умирать от голода в загонах посреди чистого поля: часть из них отбирали на предмет использования в качестве «добровольных помощников» (Hilfswillige, или Hiwis). Уже в декабре 1941 года немцы начали привлекать военнопленных не только для подсобных работ в тылу, но и для службы в боевых частях — «восточных легионах».
Несмотря на совершенно определенный приказ Гитлера с запретом подобной практики, пишет Старгардт, количество «русских» в военной форме вермахта на протяжении весны и лета 1942 года продолжало расти: многие «добровольцы» попросту не видели иного способа спастись от голодной смерти в лагере.
Часть «восточных легионов» была сформирована из представителей регионов СССР со значительным мусульманским населениям. Именно об этом речь в отрывке из главы «Письма к мертвым» который мы публикуем с любезного разрешения издательства.
Следующая статья будет об армянских нацистских батальонах во главе с изуверами Дро и Нжде.
Или не будет?
Ограничитесь татарами?
А вот насчет холокоста есть интересная тема о спасении в соборной Парижской мечети муфтием Си Каддуром Бенгхаритом более 1500 евреев и участников сопротивления.
Он выдавал их за мусульман и тем самым спас от расправы.
Но что то мне подсказывает, что не будете писать об этом. А продолжите про татар и турках.
«…есть интересная тема о спасении в соборной Парижской мечети муфтием Си Каддуром Бенгхаритом более 1500 евреев и участников сопротивления.»
.
Может тогда отношения между мусульманами и иудеями не были столь напряжёнными и они не видели друг в друге врагов?
А после 1948г ситуация перевернулась.
Такое ощущение, что автор очень тщательно самоцензурируя себя и боясь собственных выводов, тем не менее, не может ни сделать вывод о схожести идей самой миролюбивой религии с идеями нацизма
Разумеется, и нацизм и коммунизм весьма близки ко всем авраамическим религиям, хотя и не дотягивают до уровня бесчеловечности последних.
Респектую вашей смелости