Реконструктор в форме ВС РФ разговаривает с ребенком после окончания реконструкции эпизода СВО в Курской области во время празднования Дня России. 12 июня 2025 года, Московская область, парк «Патриот»

12 июня, в День России, в парке «Патриот» прошла военная реконструкция — но не традиционная, посвященная эпизодам Второй мировой, как это обычно бывает на подобных мероприятиях, а основанная на событиях современной войны в Украине. По заявлению организаторов, она воспроизводила эпизод прошлогоднего наступления ВСУ в Курской области в рамках так называемой специальной военной операции (в анонсе мероприятия это называлось «освобождением Новороссии от националистов»).

В постановке использовалась трофейная техника, пиротехнические спецэффекты и инсценированные бои между бойцами ВС РФ и ВСУ. Во время действия комментатор снабжал зрителей «исторической справкой», в которой звучали сомнительные данные о потерях украинской стороны (называлась цифра в 76 тысяч человек) и использовалась манипулятивная риторика с применением ярлыков и враждебной лексики — вроде слов «хохол» и «нацист». Кроме того, на всей технике были размещены эмблемы батальона «Азов»* — несмотря на то, что этого подразделения в Курской области в тот момент не было.

Кроме исторических неточностей, необычен сам факт реконструкции современного конфликта. В сообществе реконструкторов подобная практика считается недопустимой — по негласному правилу, современные и продолжающиеся военные действия не подлежат инсценировке. Это воспринимается как попытка заменить осмысление и дистанцию прямой агитацией. При этом вполне очевидно, на кого подобная агитация ориентирована в первую очередь, ведь значительная часть зрителей подобных мероприятий — это дети. По словам одного из сотрудников парка, именно они являются «главной аудиторией».

Для ребенка подобное зрелище может выглядеть как увлекательная игра — с техникой, взрывами и четким делением на «своих» и «врагов». Именно так и работает пропаганда: через зрелищность и эмоциональное вовлечение она формирует упрощенную, однобокую картину происходящего. В результате подобные идеи с раннего возраста начинают восприниматься как естественные и не подлежащие сомнению — особенно если они повторяются в школе, в медиа и в повседневной среде.

Специально для Republic фотограф Алексей Молотов побывал на реконструкции и снял фоторепортаж о том, как она была устроена — и как на нее реагировали зрители, в том числе самые юные.