
Акция протеста No Kings против администрации и политики Дональда Трампа, 14 июня 2025 года
Michael Nigro / Pacific Press / scanpix
Почему люди продолжают верить в плоскую землю и обещаниям Дональда Трампа? Чтобы ответить на этот вопрос, Максим Трудолюбов*, взяв в союзники Карла Поппера, отправляется в путешествие между мирами вещей и идей.
В прошлой колонке мы остановились на том, что и те, кто вырос в исключительно научной картине мира, и тот, кто взрослел, придерживаясь религиозной картины мира, могут остановиться и развести руками в одинаковом недоумении перед оправданием войны, ложью и фальсификацией общеизвестных истин.
В этой непонятной ученому и верующему реальности люди могут поддерживать политика, который обещает мир и вступает в войну. Могут верить в приметы, теории заговора и невероятные выдумки при том, что факты, проверенные учеными и фактчекерами, легко доступны любому желающему. Люди могут верить проповеднику, который противоречит основам его же собственного вероучения, представляя агрессивную войну некоей «метафизической борьбой».
Этот вызывающий гнев мир — мир номер три, если следовать идее трех миров Карла Поппера. Мир первый — это мир, объединяющий все, что существует независимо от человеческого сознания: камни, деревья, планеты, биологические и химические процессы. Мир второй — это мир субъективного опыта, все, что происходит в голове: ощущения, мысли, желания. К этому миру относятся и человеческие страдания, что Поппер акцентирует особо, видя, как часто рациональное сознание отметает страдания как что-то напускное и ненастоящее. Мир третий — мир смыслов, идей, теорий, историй, песен, симфоний, картин, скульптур, языков, научных гипотез. Всего, что создано умом, но живет в интерсубъективном пространстве, в пространстве между людьми.
Например, книга как вещь принадлежит первому миру, но ее послание и смысл — это уже третий мир. Послание не исчезает, даже если книгу сожгли, потому что оно существует в сети идей, хранящихся и передающихся от людей к людям.
Поппер более известен своими критериями научного знания.
Я своим узким лобиком не уловил, чем мир мыслей (второй мир) отличается от мира смыслов (третьего мира).
Мир физический (1) сталкивается с миром мыслей (2). Например: «У каждого человека есть свой план, пока он не сталкивается с моим кулаком!» ( Майк Тайсон).
Если Майк Тайсон применяет свою аксиому за пределами квадрата с веревками, то приходит олд билл и указывает Тайсону на его место под солнцем, используя арбитражное насилие (3).
Как-то так.
В своем примере вы сравнили 1-й мир со 2-м. Но мой вопрос был о различиях 2-го и 3-го.
Мой (к примеру) субъективный мир мыслей и эмоций не имеет существенного влияния на повседневную реальность других людей. А факторы мира интерсубъективного, например, цена на нефть - имеют самое непосредственное влияние на очень большие группы людей. Или, например, движение машин на дороге определяется факторами всех трех миров: 1) характеристики машин 2) то, что видит и воспринимает каждый водитель и 3) правила дорожного движения.
Цена на нефть, полагаю, - это фактор 1-го мира, она в первую очередь определяется спросом и предложением, хотя отрицать ее связь с субъективными представлениями было бы глупо
Деньги, рынки, валюты — это все третий мир, интерсубъективная реальность. Нефть сама по себе не имеет ценности вне интерсубъективного мира. Ну и спрос и предложение — это тоже интерсубъективные факторы :). Попробуйте из картины вычесть все человечество, если явление после этого сохранится — это было явление первого мира. Если нет, это скорее всего, был третий мир.
Как я понял, мир второй - индивидуальный, мир третий - общественный, коллективный.
А вообще - непонятно, но здОрово.
Может поможет чтение первоисточника по указанной в статье ссылке?