Акция протеста No Kings против администрации и политики Дональда Трампа, 14 июня 2025 года

Акция протеста No Kings против администрации и политики Дональда Трампа, 14 июня 2025 года

Michael Nigro / Pacific Press / scanpix

Почему люди продолжают верить в плоскую землю и обещаниям Дональда Трампа? Чтобы ответить на этот вопрос, Максим Трудолюбов*, взяв в союзники Карла Поппера, отправляется в путешествие между мирами вещей и идей.

В прошлой колонке мы остановились на том, что и те, кто вырос в исключительно научной картине мира, и тот, кто взрослел, придерживаясь религиозной картины мира, могут остановиться и развести руками в одинаковом недоумении перед оправданием войны, ложью и фальсификацией общеизвестных истин.

В этой непонятной ученому и верующему реальности люди могут поддерживать политика, который обещает мир и вступает в войну. Могут верить в приметы, теории заговора и невероятные выдумки при том, что факты, проверенные учеными и фактчекерами, легко доступны любому желающему. Люди могут верить проповеднику, который противоречит основам его же собственного вероучения, представляя агрессивную войну некоей «метафизической борьбой».

Этот вызывающий гнев мир — мир номер три, если следовать идее трех миров Карла Поппера. Мир первый — это мир, объединяющий все, что существует независимо от человеческого сознания: камни, деревья, планеты, биологические и химические процессы. Мир второй — это мир субъективного опыта, все, что происходит в голове: ощущения, мысли, желания. К этому миру относятся и человеческие страдания, что Поппер акцентирует особо, видя, как часто рациональное сознание отметает страдания как что-то напускное и ненастоящее. Мир третий — мир смыслов, идей, теорий, историй, песен, симфоний, картин, скульптур, языков, научных гипотез. Всего, что создано умом, но живет в интерсубъективном пространстве, в пространстве между людьми.

Например, книга как вещь принадлежит первому миру, но ее послание и смысл — это уже третий мир. Послание не исчезает, даже если книгу сожгли, потому что оно существует в сети идей, хранящихся и передающихся от людей к людям.