Книга российско-германского журналиста и писателя Михаила Румера (1936–2020) «Хождение по руинам» (готовится к печати в издательстве Нестор-история) относится к редкому в наши дни жанру сельского очерка: это документальное повествование о трех сельских районах России, расположенных в Ярославской, Самарской и Псковской губерниях.
Автор книги (в свое время – специальный корреспондент газеты «Сельская жизнь») в течение многих лет наблюдал повседневную жизнь (точнее сказать, борьбу за выживание) в советской (а потом и постсоветской) сельской глубинке, пытаясь в лучших традициях советской «деревенской прозы» 1960-х – 1990-х годов осмыслить уничтожение и умирание русской деревни в XX столетии.
В поисках истоков катастрофы автор обращается к эпохе коллективизации, чтобы найти там ответ на вопрос: почему большевистская атака на деревню вообще стала возможной? Каким образом в огромной стране с многомиллионным крестьянским населением удалось так быстро включить столь эффективный механизм массовых репрессий?
Казалось бы, чему ж тут удивляться, мало ли насиловали деревню и раньше, достаточно вспомнить Гражданскую войну с ее мобилизациями и продотрядами, выгребавшими хлеб… Но в 1919-м, 1920-м отнимали хлеб, оставляя нетронутым хозяйственный механизм, и, кстати, на эти поборы деревня отвечала восстаниями, в конце концов, породившими НЭП. В 29–30-м крушили все хозяйство, всю систему отношений, отнимали жизни – и деревня парализованно молчала.
Почему же то, что не получилось в годы Гражданской войны, в общем-то легко осуществилось десять лет спустя? ГПУ? Уполномоченный из города? Рабочий в кожаной тужурке с револьвером? Они могут арестовать, отнять хлеб, а вот натравить одну часть деревни на другую… Здесь нужны свои, коренные. Свой низовой аппарат насилия, которого не существовало в 1919-м и который был воспитан за десять лет.
В отрывке, который мы публикуем с любезного разрешения издательства, описываются быт и нравы российского села в канун коллективизации.
Источником для этой части книги послужил знаменитый Смоленский архив – массив документов Смоленского обкома компартии, который был захвачен немцами во время оккупации города, впоследствии вывезен в Германию, а в конце концов оказался в США, где стал важным источником для историков сталинской эпохи. В 2002 году часть архива была возвращена в Россию.
Сколько таких антоненковых в красных стенах в центре тогда засело ... Сегодня их помёт продолжает дело отцов
Прекрасная иллюстрация того, что Хайек назвал негативной селекцией. Власть в деревне передали люмпенам. Как бы не сильны были еще традиции, идущие из времен крепостного права, но деревня ценила работящих людей. Из их числа нарождалась сельская буржуазия, названная потом "кулачеством", но никогда деревня не уважала лентяев и пьяниц. Когда власть была дана этому сорту людей, произошел слом нравственного стержня, на котором стояло крестьянство. Его лучшие представители были образованы, изучали сельское хозяйство, выписывали специальные журналы и литературу, осваивали новинки в области растениеводства и животноводства. Они и были уничтожены в первую очередь. Астафьев об этом говорил, у Тендрякова был роман "Кончина" (1968 год). Удивительно, что его советская цензура пропустила.
Сельская шпана уничтожила российское крестьянство, как класс. Колхозник, пришедший на смену крестьянину, по определению был уже рабом, крепостным советской власти и партийной номенклатуры (коллективного помещика и владельца всей земли).
Так и сейчас. По всему миру люмпены наступали, пока не пришёл ковид. Надеюсь что скоро главного люмпена снимут и пойдёт обратная волна.
Прекрасна цитата из Ильича на плакате. "Свобода - это рабство"
Перефразируя Илью Эренбурга: сколько раз увидешь большевика, столько раз и убей...
Натравили пьяных гопников на работяг, на соль земли
А сильно ли мы изменились за последние 100 лет?
Как символично все-таки. Рассекреченные стенограммы Клинтона. И вот эти протоколы заседаний райгрупкомов.
Сознание крепостных: одним - воля, другим - покорность...