Откуда взялся «квасной патриотизм»? Правда ли, что квас — исконно русский напиток? При чем здесь тюря, кислые щи и ботвинья? В День русского кваса, который сегодня отмечается в России (что? да!), мифы о напитке из хлебных корок развеивает историк русской кухни Павел Сюткин.

Квасной патриотизм

«Гостиные наполнились патриотами: кто высыпал из табакерки французский табак и стал нюхать русский; кто сжег десяток французских брошюрок, кто отказался от лафита и принялся за кислые щи», — пушкинские слова часто оказываются неожиданно современными. А квасной патриотизм раз за разом проявляет себя похожим образом.

Но почему собственно «квасной»? Что общего у кваса и патриотизма? Дело в том, что уже в начале XIX века показная и самодовольная похвальба всем отечественным приобрела характер дурной моды. Неслучайно «изобретатель» этого термина поэт Петр Вяземский в своих «Письмах из Парижа» в 1827 году отмечал:

«Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве».

Сказания об исконно русском «волшебном квасе» на Руси были весьма популярны. Автор одного из них Ананий Федоров, ключарь Суздальского Богородице-Рождественского собора, в середине XVIII века сочинил «Историческое Собрание о Богоспасаемом граде Суздаль». Там он повествует «о целебной силе медового кваса Евфимиева, который досель благочестивые богомольцы приемлют как врачество недугов безмездное». Приводилась и приличествующая случаю легенда об исцелении квасом местного жителя и божественном наказании брата его, усомнившегося в чуде. Поэтому к началу XIX века, когда Вяземский писал из Парижа, квас давно вошел в список «исторических ценностей, завещанных нам предками».

В. Маковский. «Продавец кваса». Фрагмент (1879 год)