Титульный лист «Левиафана» Томаса Гоббса / Wikimedia Commons

Титульный лист «Левиафана» Томаса Гоббса / Wikimedia Commons

Действующие лица:

Первый начальник (Н1)

Второй начальник (Н2)

Критический критик (КК)

Дискуссия происходит на неформальном фуршете после внеочередной проверки Института критической критики со стороны Госохраннадзора.

Н1: Мы видели, что под вашей редакцией вышла коллективная монография на английском языке «Будущее государства». Мы, либералы, поздравляем вас с этим достижением и начисляем вам бонусы за публикацию в авторитетном издательстве. Хотя это, конечно, и не Oxford University Press. Не читая книгу, заранее согласны с вами, что государство необходимо и что в России будущего оно постепенно перейдет от снятия дани с общества к цивилизованному обеспечению бесперебойной работы бизнеса. Не могли бы вы подытожить тезисы, ваши и ваших соавторов, для нашего сайта?

Н2: Мы тоже приветствуем публикацию по такой важной теме. Мы – государственники. Мы рады, что критиканствующие либералы вроде вас задумываются о задачах усиления суверенной власти государства. Но раз книга вышла в Великобритании и США, мы не уверены, что вы не занимаетесь в ней очернением нашего российского конституционного строя во имя абстрактного идеала «демократии», навязанного нам англосаксами. Не могли бы вы кратко резюмировать содержание книги, чтобы мы добавили его к толстому досье, которое мы давно на вас завели?

КК: Содержание книги вкратце я изложу в четырех коротких тезисах.

Тезис 1. Оппозиции, как левой, так и либерально-демократической, необходима позитивная программа переустройства государства.

У тех, кто стоит в оппозиции к преобладающему в мире типу правления – как западному, так и российскому, нет собственной позитивной программы в отношении будущего государства. Мы имеем дело либо с охранительной риторикой (верните государство всеобщего благоденствия, хватит приватизаций!), либо c разными версиями анархизма и либертарианства (самоуправление, плюрализм гражданского общества, коммунизация, дефинансирование полиции). Все это либо безответственно, либо предполагает, что государство сохранится как оно есть и будет помогать гражданскому обществу самоуправляться, поддерживать в порядке публичное имущество и так далее.