Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

(UPD — 12.12.2021) Как выяснил ВЦИОМ в результате опроса к 30-летию распада СССР, «Москва слезам не верит» — самый любимый советский фильм сегодняшних россиян.

В чем непреходящая ценность фильма «Москва слезам не верит»? А в том, что в нем наглядно представлены ступени женской эмансипации: от патриархата — к свободе самоопределения. Не исключено, что именно по этой причине картина Владимира Меньшова (1939–2021) получила в 1981 году премию «Оскар»; она говорила о том, что наболело у американок.

Свобода из СССР

Лос-Анджелес. 31 марта 1981 года. В «Павильоне Дороти Чандлер», одном из крупнейших концертных залов США, объявляют победителя в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». 15-летняя Брук Шилдс, «девочка-женщина», только что ставшая всесветно знаменитой благодаря эротической ленте «Голубая лагуна», с очаровательной неловкостью представляет претендентов. Среди них «Последнее метро» Франсуа Трюффо, «Тень воина» Акиры Куросавы, «Доверие» Иштвана Сабо, «Гнездо» Хайме де Арминьяна и, наконец, «Москва слезам не верит» неизвестного голливудскому истеблишменту Владимира Меньшова. Как в том же году объяснит New York Times, это всего лишь вторая полнометражная работа советского режиссера.

Moscow Does Not Believe in Tears! — звучит название фильма-лауреата. Аплодисменты слышны, но их уместней назвать вежливыми, нежели бурными. В зале с лицом скорее кислым сидит британец Питер Устинов, главный «русский» в тогдашнем Голливуде. Статуэтку на сцену выходит получать Анатолий Дюжев, атташе по культуре советского посольства.

Западная пресса напишет потом, что «Оскара» выдали шпиону КГБ — холодная война в самом разгаре. Летом предыдущего года от участия в Олимпиаде в Москве отказались 65 стран, протестовавшие против вторжения советских войск в Афганистан. Через два года, в марте 1983-го, президент США Рональд Рейган назовет СССР империей зла. В речи перед религиозной публикой в Орландо, Флорида, он осудит не только коммунизм, но и «антиамериканских либералов», поддерживающих «безбожие», — под этим подразумевались свобода любви, ЛГБТ-права, право на аборты, легализация проституции.