Демонстрация в городе Порту в девятую годовщину революции. 25 апреля остается в Португалии государственным праздником — Днем свободы

Демонстрация в городе Порту в девятую годовщину революции. 25 апреля остается в Португалии государственным праздником — Днем свободы

Фото: Henrique Matos, CC BY 2.5

Государство на краю Европы упрямо противопоставляет себя «коллективному Западу». Там правит несменяемый престарелый лидер с ретроградными привычками и несвоевременными идеями. А пропаганда навязывает гражданам мысль, что их страна может быть только империей, ведь в этом ее исключительная историческая миссия.

Все это было в совсем недавнем прошлом. Полвека назад проблемы, похожие на современные российские, решало (и решило!) португальское общество. За десять лет южноевропейская страна перешла от авторитаризма к демократии, прекратила бессмысленную войну в чужих краях и успешно интегрировалась в западный мир. Рассуждения о португальском «особом пути» и чуждости либерализму на поверку оказались выдумкой.

Диктатура с профессорской степенью

1933–1974 годы вошли в историю Португалии как Вторая республика, или «Новое государство». Это было время крайне консервативной диктатуры. 36 лет в стране неограниченно правил один человек — премьер-министр Антониу ди Салазар.

В мировой истории ХХ века он остался одним из самых нетипичных диктаторов: чуждым публичности, замкнутым и аскетичным. Крайняя интроверсия Салазара служила предметом для анекдотов. Португальцы шутили, что их лидер задергивает шторы при виде митингов даже в свою поддержку, а за рубежом никогда не поймут, что в их стране диктатура, потому что настолько тих тиран.

«Салазар хорошо разбирался в финансах, но плохо понимал живых людей. Он считал, что общество — это такая большая бедная семья. Пусть содержит себя сама и ничего больше не требует».

Эмидиу Сантана, португальский анархист

Кажется странным, как такой человек не просто пришел к власти, а присвоил ее себе на многие десятилетия. Еще 28 мая 1926 года в Португалии состоялся военный переворот, так называемая Национальная революция, безо всякого участия Салазара, он тогда преподавал в университете. Но спустя два года военные пригласили 39-летнего профессора в правительство как эксперта по финансовым вопросам.

Антониу ди Салазар, 1940 год

Фото: Manuel Alves de San Payo

Салазар вытребовал себе чрезвычайные полномочия и за несколько лет навел порядок в финансах без привлечения иностранных займов. Этим он заработал поддержку крупного бизнеса и военной верхушки. В 1932 году политик стал премьер-министром, а в 1933 году добился через референдум удобного для себя варианта конституции, провозгласившей в Португалии «Новое государство». По ней Салазар и правил: номинально оставаясь председателем правительства, а по факту — неограниченно руководя всей страной.