Найроби, 2020 год. Фото: Bonifac Muthoni / SOPA Images / ZUMA / TASS

Найроби, 2020 год. Фото: Bonifac Muthoni / SOPA Images / ZUMA / TASS

Столицу Кении город Найроби большинство представляет себе как исключительно мрачный и опасный город. Авторитетная американская консалтинговая компания Mercer, которая оценивает города мира по качеству жизни, помещает Найроби в самый конец своего рейтинга, рядом с Багдадом, Дамаском и Карачи. Популярные программы о путешествиях, такие, например, как «Орел и решка», показывают кенийскую столицу просто как ад на земле – несчастные дети, ползающие в грязи, несчастные взрослые, одурманивающие себя самодельным алкоголем, чтобы на время забыть о беспросветной жизни.

Почему же, несмотря на такую непривлекательную картину, Найроби все чаще мелькает на страницах мировой прессы? Почему устрашающий имидж не пугает туристов и бизнесменов, которых в Найроби становится с каждым годом все больше? Попробуем разобраться, что правда, а что нет, в стереотипах о «зеленом городе под ярким солнцем» – именно так называют свой город сами найробийцы.

Для начала – небольшой экскурс в историю. Он действительно будет совсем небольшой, так как история Найроби насчитывает всего-то чуть более 100 лет. Город – а точнее, железнодорожная станция – возник здесь в районе 1900 года. Сложно сказать, почему именно в этом месте английская колониальная администрация решила устроить основную базу и центр управления строящейся железной дороги. На этот счет существует довольно много мнений. Наиболее правдоподобной выглядит версия, согласно которой англичане, чрезвычайно уставшие от жаркого, влажного и нездорового климата портового города Момбасы, решили перенести новую столицу вглубь континента, где климат намного более умеренный.

Найроби, 1900 год. Фото: wikipedia.org

Найроби расположен на высоте почти 2 тысячи метров. Несмотря на то, что город находится всего в 150 километрах от экватора, здесь никогда не бывает сильной жары. А самое главное: малярийные комары – бич тропической Африки – не переносят прохладных найробийских зим, и, следовательно, малярии здесь нет.

Небольшая станция на полпути от Момбасы до будущей столицы Уганды – Кампалы – стала расти стремительными темпами. Уже к середине 1940-х, всего-то через 40 лет после основания, Найроби превратился в крупнейший город и экономический центр Восточной Африки. Интересный факт – уже тогда цены на аренду торговых помещений в Найроби были сопоставимы с ценами в Париже и Лондоне, а машин в городе было столько, что уже тогда в центре было очень сложно найти место для парковки.

Впрочем, по мировым стандартам Найроби в те времена был все еще довольно мал, относительно тих и приятен для жизни. Жители Найроби, чье детство пришлось на 1940–1950-е, вспоминают, что город был очень спокойный и компактный, утопал в тропической зелени. Преступности тогда практически не было, дома никто не запирал.

Ситуация начала меняться в 1970–1980-е годы. После обретения независимости в Кении, как и в других африканских странах, начался взрывной рост населения. Если в 1963 году (на момент создания независимого государства) в стране проживало 8 млн человек, то 50 лет спустя – уже почти в шесть раз больше: 45 млн. Найроби рос очень быстро. На протяжении жизни одного поколения, небольшой и тихий городок превратился в огромный мегаполис с населением более 5 млн человек.