Поль Кагаме выступает с речью в память о жертвах геноцида. Фото: Ben Curtis / AP / TASS

Поль Кагаме выступает с речью в память о жертвах геноцида. Фото: Ben Curtis / AP / TASS

Весной 1994 года мировые средства массовой информации подробно освещали развитие военного конфликта в Боснии, ставшего очередной вехой кровавой Югославской войны. Наблюдали за подготовкой к проведению первых всеобщих выборов в ЮАР, на которых через месяц сокрушительную победу одержит Африканский национальный конгресс и его лидер Нельсон Мандела. И практически никто не интересовался, что происходит в маленькой центрально-африканской стране Руанда. А там назревала одна из самых страшных гуманитарных катастроф в современной истории. Многочисленные противоречия, которые подспудно накапливались годами, готовы были вырваться наружу. 6 апреля ракетой земля-воздух был сбит самолет, на котором возвращался домой президент Руанды Хабиаримана. В стране наступило временное безвластие. И начался ад.

Сегодня столица Руанды Кигали признана самым благоустроенным городом Африки. Прекрасные дороги, идеальная чистота, парки, велосипедные дорожки, движение автомобилей строго по правилам. Европейским туристам Кигали напоминает немецкий город, настолько здесь все упорядоченно и непохоже на Африку. А туристов в Руанде сегодня много. Приезжают посмотреть на знаменитых горилл, отдохнуть в роскошных отелях на берегу вулканического озера Киву, поучаствовать в одной из многочисленных конференций.

Сегодня почти ничего не напоминает о том, что 25 лет назад на этих ныне ухоженных улицах творилась кровавая резня. Ничего, кроме мемориала жертвам геноцида (такие памятники есть практически в каждой деревне). Рядом с мемориалом находится музей геноцида. В нем три зала. Первые два посвящены различным геноцидам в истории человечества. Третий — зал памяти детей, убитых в 1994 году. На стенах этого зала развешаны фотографии детей и их короткие истории: имя, когда родился, что любил, о чем мечтал, как был убит. После посещения «детского» зала плачут абсолютно все.

Возмездие и покаяние

Геноцид в Руанде продолжался три месяца, с 6 апреля по 18 июля. За это время было убито около 800 тысяч человек. Когда к середине июля войскам Руандийского патриотического фронта (РПФ), возглавляемым нынешним президентом Руанды Полем Кагаме, удалось взять последний оплот правительства, город Гисеньи, и прекратить массовые убийства, страна фактически перестала существовать. Сотни тысяч были убиты, миллионы стали беженцами. По городам и весям ходили голодные, обезумевшие от страха люди. Общество распалось. Чтобы вернуть людей к нормальной жизни, его предстояло создать заново.

Первой проблемой, которую срочно необходимо было решить, стало установление законности. В армии РПФ практически все потеряли близких во время геноцида и жаждали мести. Люди требовали справедливости, но как ее достичь в стране, где сотни тысяч участвовали в массовых убийствах?