Реюньон – одна из немногих колоний, которые не были колонизированы. Когда в начале XVI века сюда прибыли европейцы, остров был необитаем. Первыми остров посетили португальцы, а с течением времени сюда стали прибывать французы, индийцы, африканцы, китайцы. В результате остров превратился в плавильный котел для народов и культур. Возникла особая нация креолов со своим языком и обычаями. Креолы живут и на соседнем Маврикии, и на Сейшелах, но реюньонские креолы от них отличаются самым большим этническими разнообразием.
Интересна история названия острова. Она подтверждает тот факт, что политкорректность возникла задолго до начала XXI века. Первооткрыватели назвали остров в честь святой Аполлонии. После того как остров захватили французы, они назвали его Бурбоном в честь правящей династии. В 1793 году революционный конвент переименовал остров в Реюньон, но через несколько лет наполеоновское правительство дало колонии название Бонапарт. После возвращения в Париж Бурбонов остров опять становится Бурбоном, ну а после революции 1848 года уже окончательно приобретает современное название – Реюньон.
Сегодня это заморский департамент Франции. Несмотря на то, что остров географически относится к Африке, он очень мало напоминает африканские страны. Дороги, вывески, номерные знаки, евро – все как в континентальной Франции. Продолжительность жизни островитян – 74 года у мужчин и 82 у женщин. Такие показатели не снились даже самым богатым и стабильным африканским государствам: в среднем по Африке продолжительность жизни – 46 лет, рекорд принадлежит богатой Ботсване – 69 лет.
Реюньонский ВВП на душу населения составляет $25 тысяч – меньше, чем во Франции ($41,7 тысячи), но, опять же, намного выше, чем в среднем по региону (в Африке южнее Сахары средний показатель составляет $4319). Низкий уровень преступности, отличная медицина – по всем статьям Реюньон больше напоминает Евросоюз, частью которого он формально и является.
Население острова на сегодняшний день составляет 860 тысяч человек. За прошедшие 200 лет представители разных культур образовали единый креольский этнос. Но национальные различия все-таки сохраняются. Как это часто бывает в Африке, они совпадают с классовыми. Элиту островного общества составляют чистокровные французы. Немало приезжает из Франции – их привлекают высокие зарплаты в государственном секторе. Но многие проживают на острове уже на протяжении нескольких поколений. Среди знаменитых французов есть немало тех, кто родился и вырос на Реюньоне. Например, писатель Мишель Уэльбек или Ролан Гаррос, который в массовом сознании ошибочно ассоциируется с теннисом (на самом деле он был летчиком в Первую мировую войну).
На ступеньку ниже французов стоят потомки индийских переселенцев. Они, как правило, хорошо образованы и достаточно богаты. Но их французский не настолько хорош, как у представителей титульной нации, и бытовая культура немного отличается. Индийцы не очень часто работают на государственной службе, предпочитая заниматься бизнесом.
Основную массу населения острова составляют креолы – потомки совершенно разных народов и культур. Все они, конечно, знают французский, но в быту общаются на креольском. Несмотря на то, что большая часть креолов не имеет работы и живет на пособие, уровень жизни этих людей несоизмеримо выше, чем в Африке. По сравнению с соседними Мадагаскаром и Мозамбиком реюньонцы живут как небожители. Почему так получается?