
Работа с выставки «Голубое сало». Из переписки Владимира Сорокина с Евгением Никитиным: «Евгений, еще один сюжет: Толстой, Достоевский и Чехов в больничной палате, куски blue lard висят на крюках в виде люстр или одной большой люстры»
Евгений Никитин / midjourney
В издательстве Freedom Letters вышел новый роман Владимира Сорокина «Сказка». Название едва ли случайно: после начала полномасштабной войны в российской культуре началась настоящая эпидемия сказок, в литературе — расцвет фэнтези. В кино сказки снимают вообще все — от Сарика Андреасяна до Александра Сокурова. Какой получилась «Сказка» Сорокина, рассказывает литературный критик Лев Оборин.
В некотором царстве, в некотором государстве, из числа тех государств, которыми Владимир Сорокин замостил территорию бывшей России в XXI веке, есть селение, состоящее из землянок. Живут в них люди, помнящие еще прежние годы и войну с ударами ядрёхой, а ныне находящие все, что им нужно, на огромных помойках, где гниют достижения человеческой цивилизации. Среди них и главный герой «Сказки» с подобающим именем Ваня. Чтобы добраться до самой обширной и богатой помойки, именуемой Малакией, нужно пройти сквозь лес, который, как учит Пропп, знаменует переход в потусторонний мир. Связь с тем светом подчеркивают застрявшие посреди реки танки и бескрайнее солдатское кладбище. У искателей поживы есть свои несложные ритуалы, как всегда у Сорокина, физиологичные. На величайшей из помоек Ваня встретит, по Проппу, волшебного помощника, а может быть, и волшебный предмет: одушевленный Сучий Потрох (разумеется, с опарышами), который попросит похоронить его по-человечески. Исполнив это, Ваня получит доступ к нефритовому ларцу, в котором живут трое классиков, способные исполнить Ванино заветное желание.
Можно сказать, что все это была присказка, потому что основное содержание новой книги Сорокина — три упражнения в стилизации Толстого, Достоевского и Чехова. В этих стилизациях — «поприщах», которые должен пройти Ваня — Сорокин выстраивает сначала сюжет крестьянской были, затем городского романа про сладострастников и революционеров (коктейль из «Подростка», «Карамазовых» и «Бесов», за «Бедных людей» и «Преступление и наказание» отвечает вставная исповедь проститутки), наконец, сюрреалистический ремейк «Вишневого сада» в декорациях театра на Марсе 2096 года, на фоне статуи зигующего Илона Маска. Толстой похож разве что усложненным синтаксисом и обилием лексических повторов. С Достоевским и Чеховым вышло поудачнее: отчаянный крик «Нам насрали в сметану!» имеет шансы стать мемом.
Работа с выставки «Голубое сало». Из переписки Владимира Сорокина с Евгением Никитиным по поводу заданий для Midjourney: «Евгений, есть еще один сюжет. Картина Репина "Лев Толстой на пашне". Толстой пашет поле из голубого сала. Стиль — репинский»
Евгений Никитин / midjourney