Уильям Блейк. Фрагмент картины «Господь благословляет седьмой день»

Уильям Блейк. Фрагмент картины «Господь благословляет седьмой день»

Эта тема – одна из самых животрепещущих для обеих сторон диалога. Атеисты с пристрастием допрашивают верующих: что же ваш добренький Бог не избавит мир от зла? Верующие находят разные варианты объяснения, которые, как правило, неверующих не удовлетворяют.

Теологические вопросы – всегда тонкие. С хлебным ножом на них не пойдешь. Про Бога говорить сложно вообще, потому что кто ж его знает? Откуда берется идея, что Бог мог бы избавить мир от зла или мог бы захотеть это сделать? Всякое наше знание о нем – это знание не научное, то есть еще до начала разговора надо понять: если вы ожидаете от верующих ссылку на двойное слепое рандомизированное исследование, то разговор не стоит даже начинать. Это не плохо и не хорошо: просто область разговора такая – и непростая, и очень глубинная.

Настоящая статья не ставит задачей убедить атеистов, что Бог есть, хотя наличие зла в мире вопиет об обратном. Как, впрочем, не ставит и обратной задачи: показать, что Бога не существует. Мы просто попытаемся посмотреть на то, как в настоящий момент (зачастую опираясь на многовековой опыт) теологи отвечают на вопрос о том, почему Бог допускает зло (причем иногда – в поистине чудовищных масштабах).

Весь обширный спектр объяснений, почему Бога скорее (или точно) нет, раз зло есть, можно попытаться свести к двум типам: 1) логическим и 2) этическим. Первые в основном подразумевают претензии к такой характеристике Бога, как «всемогущество», вторые – к «всеблагости».