
Фото рабочих, пытающихся задрапировать портрет Мао Цзэдуна на площади Тяньаньмэнь в Пекине после того, как его облили краской
REUTERS/Ed Nachtrieb/Scanpix
1 июля — день образования Коммунистической партии Китая. Она была основана в 1921 году при содействии Коминтерна и Советской России, превратившись со временем из политического кружка в одну из самых больших партий в мире. Количество ее членов уверенно подбирается к 100 миллионам человек. Накануне очередной годовщины КПК Republic поговорил об истории и современности китайского коммунизма с китаеведом, писателем, доктором исторических наук Александром Панцовым.
Александр Панцов
Фото из личного архива
— Чем поведение ближайшего окружения Мао принципиально отличается от окружения Сталина, Гитлера, других мировых диктаторов?
— Принципиально ничем. Как и окружение других мировых диктаторов, окружение Мао Цзэдуна состояло из бюрократов. Были, конечно, талантливые люди — экономисты, организаторы, политики, военные.
Но главное что было? Для того чтобы войти в окружение Мао и выжить в нем, нужно было точно распознавать, чего хочет Председатель. То есть нужно было быть настоящим бюрократом, царедворцем, который должен был уметь следить за полетом мысли Председателя и угадывать, что хочет вождь. Без этого выжить было совершенно невозможно.
И самые большие проблемы у людей из окружения Мао Цзэдуна возникали тогда, когда они ошибались в своей интерпретации желаний вождя.
Всем, кто оплакивает тяжкую судьбу России в ХХ в. - история Китая гораздо трагичнее. У нас революция государственного устройства длилась 5 лет (1917-1922), а в Китае больше полвека (1912-1968). И жертв было больше примерно в той же пропорции. Однако в XXI в. Китай - один из полюсов мира, а Россия постепенно теряет статус регионального лидера. Трёхтысячелетние традиции не пропьёшь.