Парламент Малайзии

Парламент Малайзии

CEphoto, Uwe Aranas, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/

От экономики к политике: рост против турбулентности

В мире, где любая власть — популизм и манипуляция (когда и где этого не было?), далекая от нас Малайзия — не исключение. И все-таки это одна из самых «работающих» азиатских демократий, как ни крути, ведь все познается в сравнении… И она же входит в тройку экономических локомотивов Юго-Восточной Азии, и являет собой яркий пример «азиатского экономического чуда», а также собственно «малайзийского чуда», как иногда называют ее впечатляющие результаты.

Ее экономический рост поражал всех до недавнего времени, и пусть Малайзия с ее «всего лишь» 30 с небольшим миллионами душ по благосостоянию — все еще не Сингапур и не Тайвань, страна эта далеко не бедная по макрорегиональным меркам, достаточно посмотреть на соседку Индонезию, с которой у Малайзии масса общего. Но разница в уровне жизни (то есть в бедности или даже нищете и в «небедности» — не будем забывать про особенности и контрасты Юго-Восточной Азии) налицо.

Взглянем на цифры. Согласно докладу Министерства финансов Малайзии, ее «экономическое чудо» снова продолжается: третий квартал этого года удалось закрыть с выдающимся результатом роста в 14,2 процента, и это после двух тяжелых ковидных лет, и после «не такого высокого» роста в предыдущие кварталы текущего года (5 процентов в первом и 8,9 процента во втором кварталах). Годовой рост в еще не закончившемся 2022 году уже составил 9,3 процента — феноменально! Если бы так было и в политике, и в социуме, который с ней неразрывно связан. Где все не так гладко.

И вот новостной повод — сенсация в стране «работающей» демократии, в которой также присутствует и конституционная монархия — на недавних выборах вечный политик-правитель страны, ее символ и мегадолгожитель во всех смыслах, 97-летний Махатхир Мохамад впервые с 1969 года не прошел в парламент. Мы еще вернемся к этой легендарной для Малайзии фигуре.

Махатхир Мохамад в Москве. 13 ноября 2018 года

Kremlin.ru

Вообще в стране уже минимум два года — острый политический кризис. В результате этого — подвешенный парламент (hung parliament), в котором ни у одной партии нет преимущества над другой. Может, и к лучшему, но веселая политическая жизнь всем в стране обеспечена.

Впрочем, малайзийцам не привыкать — они в такой ситуации живут не первый уж год, и это все лучше, чем унылая стабильность какой-нибудь «суверенной демократии». В той же Бельгии годами не могут сформировать правительство из-за ненавидящих друг друга лютой ненавистью фламандцев и валлонов, и ничего, она живет и в общем-то процветает, хоть в нее и тыкают пальцем соседи, особенно Нидерланды и Франция, по «сугубо личным причинам» считающие эту страну недоразумением.