Помню, еще будучи подростком, родил тезис о воздействии климата на развитие цивилизации. Даже теорию, я бы сказал, убогонькую – но теорию. Идея была в следующем: для уверенного прогресса должны быть более-менее комфортные условия, чтобы оставались силы на прогресс после выживания, но не слишком комфортные, чтобы трудности необходимо было преодолевать. Причем требования к комфортности условий снижаются по мере развития технологий. Иными словами, прогресс не идет на экваторе, где не надо напрягаться для еды и обогрева, и за Полярным кругом, где сил на него после выживания не остается. Действительно, две тысячи лет назад цивилизация цвела в тропиках, а потом центры развития стали смещаться на север. Сегодня мы имеем наиболее развитые общества примерно от 35-й до, условно, 60-й параллели. Теорийка не претендует на абсолютность, более того, вообще является, как говорят на телевидении, «подводкой». Вопрос, который меня заинтересовал, хотя и носит несколько расистский характер, следующий: в чем основополагающая разница между людьми одной расы, живущими примерно в одной климатической зоне, имеющими монотеистическую общественную мораль, с близким уровнем образования и т.д., – но одни при этом почему-то берегут выстраданные принципы, и на базе сохраненного опыта и извлеченных уроков живут относительно хорошо и предсказуемо, а другие все время, извините за жаргонизм, «ведутся» на обещания быстрых и легких побед, в связи с чем рождают поговорки типа «не жили богато, нечего и начинать»? Кстати, помните программную, на мой взгляд, историю про трех поросят? Как один из них быстро и весело слепил соломенную хибару и упоенно насмехался над собратом, который долго и в поте лица строил каменный дом? Чем закончилось, надо напоминать? Очень похоже на историю про то, как несколько лет высоких цен на сырье привели к полному и быстрому развращению одной экономики-поросенка, которая вообще перестала что бы то ни было производить, по-детски считая, что все можно купить на сырьевые деньги и что деньги есть самостоятельная ценность? Потом дяди – серые волки, которые цены на это сырье определяют, поняли, что эта экономика уже неспособна защищаться и готова к съедению, и цены на сырье опустили к близкому к катастрофе уровню, испугали, потом приподняли чуть и сформировали, наконец, короткий поводок, на котором экономике теперь и плясать, отдаваясь по кусочкам. Так все-таки, почему, в чем разница? Сколько ни думал, принципиальных отличий вижу всего два – религия и возраст нации. Но православие, хотя и требует большего в сравнении с католицизмом подавления личности и менее цинично, не столь уж принципиально отличается от других ветвей христианства, чтобы демонстрируемую массовую инфантильность можно было целиком отнести на его счет. Так что приходится задуматься над возрастом нации. Это соображение представляется гораздо более точным для объяснения столь вопиющей разницы в поведении двух внешне похожих сообществ людей. Например, известно, что в 15 веке в Англии были случаи, когда королевская казна «кидала» евреев-ростовщиков, а потом приходил министр и предлагал выкупить долг за 10%. Европейская средневековая история знает и многочисленные примеры монопольных экономических преференций фаворитам, и инквизицию, и индульгенции, как позорную страницу в истории католицизма, и отрубание головы усомнившимся в величии монарха, и замену мнения суда мнением феодала… Феодализм, в общем, уже просто картинка из сегодняшнего российского окна… Орден Тамплиеров в XII – XIII веках поднялся на оказании услуг по вооруженному сопровождению грузов (первый ЧОП), и на безопасном переводе денег посредством перемещения не мешка с золотом, а бумажки с паролем из монастыря в монастырь. То есть Орден замещал собой отсутствующую государственную функцию, за что и поплатился. Не стерпел Филипп Красивый покушений на госмонополию… «Гаргантюа и Пантагрюель», вызвавший общественно-литературную дискуссию (!) по всей Франции, был написан за 100 лет до появления в России первой газеты. Старейшие европейские университеты основаны в XI – XIII веках, когда воспоминания о Яриле еще не стерлись из памяти нашего народа… Так вот, если мы принимаем тезис о том, что наш народ моложе ведущих европейских народов лет этак на четыреста, то тогда все, что происходит, получает довольно несложное объяснение. Имея в массе молодую, незрелую, я бы сказал, подростковую мораль уровня европейского средневековья, мы, как детям и подобает, склонны верить в сказки, полагаемся на взрослых, а не на себя (состояние нашего «фондового» рынка впрямую зависит от американского), не понимаем причин явлений и, следовательно, сражаемся со следствиями. В общем, хотим все, сразу, и не напрягаясь. А ветер дует, потому что деревья качаются. Хотим кушать – просим хлеб, чтобы кушать сейчас (как в Пикалеве), а не зерна, чтобы кушать всегда. Считаем, по-детски, не очень зазорным украсть, поскольку не воспринимаем вещи всерьез, играемся, не понимая, что мораль не выдумка ханжей, а правила выживания цивилизованного общества. В силу естественных флуктуаций в этносе появляются люди с достоинством, то есть «взрослые», но среда выдавливает их в андерграунд, в уголовники, в эмиграцию, наименее решительных – на кухню. Не надо обманываться разумностью общества, если вас лично окружают думающие люди. Вокруг гораздо больше людей, которым мышление давно заменил телевизор. А голоса на выборах у всех одинаковые. Что же получается? В силу развития информационных технологий и торговли современное российское общество приобрело внешние признаки взрослости – у нас есть мобильные телефоны и биржа. Только все это до боли напоминает провинциального донжуана, который любит пользовать дорогой парфюм, но забывает мыться. Даже при Советской власти общество было взрослее, тогда мы были ротой курсантов со старшиной в лице ЦК и коллективной идеей. И форма управления соответствовала зрелости общества. Сегодня мы – брошенная воспитателем детсадовская группа, стремительно теряющая моральную квалификацию, мнение которой никого не интересует в силу ее маргинальности и которая априори уверена, что ее мнение и не должно никого интересовать. А детсадовская группа рыдает, терпит, надеется, но не хочет и не делает… И бросается верить любым хорошим словам, чтобы утешиться. Живой пример, тезис дня – коррупция должна стать неприличной. Не могу не согласиться. В приличном обществе не гордятся воровством. А дальше комментарий-предупреждение одного из силовых руководителей – чиновники, которые незаконно обогащаются в период кризиса, должны быть отрешены от должности. То есть не время, ребята, потерпите… На вас, ребята, само собой, закон о коррупции не распространяется, вы белая кость, 12 лет строгого режима вам по должности не грозят… Причем, убежден, что этот руководитель ничего плохого не имел в виду, а просто привычно отразил существующий статус-кво. И автоматически соответствовал восприятию массы. Вывод из всего сказанного напрашивается прозаический. Демократия как форма организации и управления обществом, предусматривает некую квалификацию членов этого общества. Помните известный анекдот, про Василь Иваныча, который играл в «очко» в Лондоне? Когда он сказал, что у него 21 и спросил «Показать?», ему ответили: – «Ну что Вы, джентльменам верят на слово…». И как тут поперла Василь Иванычу фишка, как поперла… Эта история потому и анекдот, что правда. Поэтому вынужден предположить, что сегодня наиболее подходящей формой государственного устройства для населения территории от Калининграда до Камчатки будет все-таки система, при которой основная масса населения к принципиальным решениям допускаться не должна, то есть монархия. Как она будет называться: социализм, феодализм или суверенная демократия, – вопрос формы исполнения. Конечно, серьезно встает задача определения принципов подбора и мотивации людей, которым делегируется принятие решений, но это неизбежные технологические трудности и потери, связанные с недостатком квалификации пользователей этих решений. Прыщавой девушке приходится мириться с повышенными затратами на пудру. На этом этапе нужен как минимум воспитатель, чтобы появился шанс опять стать хотя бы ротой курсантов. Мечтать про членство в офицерском клубе пока рановато, надо подрасти.