Новая книга известного российского историка Константина Морозова «Борис Савинков: опыт научной биографии» (издательство Нестор-История) посвящена яркой и трагической судьбе Бориса Викторовича Савинкова (1879–1925) — одного из самых известных деятелей русского революционного движения. Революционер-террорист, руководитель Боевой организации эсеров, лично организовавший целый ряд жестоких политических убийств, Савинков после Февральской революции стал управляющим Военного министерства Временного правительства, а впоследствии, в эмиграции — виднейшим деятелем антибольшевистского сопротивления.
В 1924 году чекистам удалось обманом заманить Савинкова в СССР, соблазнив его (через внедренных агентов) рассказом о том, что там-де существует дееспособная подпольная антисоветская организация, которой не хватает лишь опытного руководителя. Вскоре после «нелегального» (как он считал) перехода границы Савинков был арестован и предстал перед судом, на котором, к изумлению многих, знавших этого несгибаемого человека, неожиданно признал «всю свою политическую деятельность с момента Октябрьской социалистической революции ошибкой и заблуждением».
Более того, активно сотрудничая со следствием, Савинков подробно изложил придуманную чекистами версию своего ареста, что позволило ОГПУ и в дальнейшем заманивать в СССР эмигрантов.
В мае 1925 года Савинков погиб: согласно официальной версии, покончил с собой, выбросившись в окно на Лубянке. Эту версию подвергали сомнению уже современники Б. В.; Александр Солженицын, посвятивший этому эпизоду несколько страниц «Архипелага», также был убежден, что Савинкова выбросили из окна чекисты.
В главе «Обстоятельства и загадки гибели Савинкова», которую мы публикуем с любезного разрешения издательства, Константин Морозов подробно обсуждает эту версию. Ради удобства журнальной публикации в тексте сделаны сокращения.