Новогодние украшения в Москве

Новогодние украшения в Москве

Maksim Konstantinov / Global Look Press

Как военно-политические события в Европе повлияли на мировую экономику, ждать ли в наступающем году рецессии, возможны ли новые военные конфликты на карте мира и каковы судьбы западных демократий в условиях экономического кризиса — об этом в интервью Republic размышляет доктор экономических наук, профессор, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев.

«В новой картине однозначно лузером будет Россия. А также Украина»

— На ваш взгляд, какие факторы в мировой экономике стали определяющими в уходящем году?

— Уходящий год был в первую очередь годом инфляции, повышения процентных ставок и падений стоимости активов. Все ждали, что это будет год устойчивого восстановления, но этого не случилось. Главным фактором для экономики в уходящем году стали последствия борьбы с ковидом. Масштаб вливания денег в экономику в 2020–2021 годах был настолько велик, что по мере того, как экономика стала оживать, цены практически на все пошли вверх. Инфляция началась где-то в октябре-ноябре 2021 года. И под ее знаком прошел весь 2022 год, потому что центробанки стали достаточно медленно раскачиваться с повышением ставок: американцы задали тренд, потом пошли англичане, европейцы и в общем и целом мы сейчас подошли к началу конца цикла повышения.

В любом случае вот это и есть главный мировой экономический тренд: ставки растут, цены на недвижимость снижаются, все приличные фондовые рынки упали, есть переоценка перспектив хайтека — самые большие провалы на американском рынке: Tesla, Facebook (Meta; в России внесена в реестр экстремистских организаций. — Republic), другие технологические компании. По сути, этот пузырь, который был надут в период 2020–2021 годов, сдувается. Но сдувается контролируемо. Условно говоря, его сдувают под контролем центробанков в надежде, что экономика нормализуется и не уйдет в серьезную рецессию. Этот тренд продолжится в следующем году, хотя не в тех темпах. Я думаю, что в следующем году цикл повышения ставок закончится, и экономика еще где-то год будет адаптироваться к новым условиям.