Два года назад мы тут на «Севере» попытались разобраться с историей и смыслом русского Нового года. Как и почему он стал главным национальным праздником. Если кто не читал, прочитайте — там много всего и про разное. Но основной вывод того текста я все-таки повторю здесь. «Новый год — праздник, созданный в Советском союзе, чтобы дать человеку хоть на день отдохнуть от государства и его идеологии».
И вот теперь, в 2022 году приходится констатировать, что нынешнее российское государство со всеми его ужасами во многом как раз и выросло из этого отдыха. Разумеется, не буквально из новогоднего, а вообще из общей привычки отдыхать от государства, не лезть в его дела, не думать о том, как и зачем все устроено, куда идет и к чему может привести. Советский Новый год стал даже не символом, а едва ли не моделью путинской России и ее взаимоотношений с населением. Ешь салат, пей, что захочешь, смотри голубой огонек — вот и все взаимоотношения с государством. Собственно, он — путинский режим — от этого населения (то есть от нас с вами) больше ничего и не требовал, как только постоянно отдыхать от него.
До поры до времени. До 2022 года. Пока не случилось совсем страшное.
Да даже и сейчас, когда идет спецоперация, гибнут люди, когда сотни тысяч солдат мобилизовано, когда … мы по прежнему в новогоднем настроении. Даже сейчас мы все тут хотим одного — отдыхать от государства, одним глазком посматривая в телевизор, на концерт, который они для нас устроили. И не важно, с ужасом, с праздным любопытством или с восторгом. Мы все тут на отдыхе. До поры до времени.
И, наверное, поэтому вместо поздравлений в эти предновогодние дни хочется цитировать Илью Кормильцева (того самого, автора текстов всех главных хитов группы «Наутилус Помпилиус»). Его новогоднее обращение к русским людям перед наступающим 2006 годом, которое заканчивается словами: «И никакого вам Нового года. Такие дела».