Генрих Манизер. Елочный торг. 1909 год.

Генрих Манизер. Елочный торг. 1909 год.

Русский Новый год — явление совсем позднее. В нынешнем формате так и вовсе это продукт советской культурной революции. После перехода на григорианский календарь в 1918 году и отмены празднования Рождества в 1929-м рождественские праздничные традиции, не связанные непосредственно с религиозной темой, — елка, подарки, гирлянды и прочие украшения — постепенно перешли на Новый год. Ну, а потом они уже дополнялись и развивались в рамках советской культурной и потребительской традиции — от Деда Мороза со Снегурочкой, до шампанского и салата оливье.

Как праздновали Новый год до революции?

Начать надо с того, что Новый год — это городской праздник. Деревенская, аграрная жизнь очень сильно связана с природным циклом смены времен года, и очень мало зависит от формальных условностей календаря. И в общем, независимо от того, 1 сентября или 1 марта, русские люди считали началом годового цикла — полноценным народным праздником эта дата не была.

Зато уже XVI-XVII веке оформилась пышная официозно-государственная традиция празднования Нового года. Центром празднования была Соборная площадь Московского Кремля. Тут, возле паперти Архангельского собора 1 сентября устанавливали главный праздничный помост. Сюда под колокольный звон Ивана Великого от Успенского собора шла торжественная процессия патриарха, а от Благовещенского — царская. По периметру Соборной площади строго по чинам, на определенных местах стояли бояре, духовенство, прочие служилые люди и иностранные гости. (кстати, лучшие места — у паперти Архангельского собора, были отведены именно иностранным гостям).

Далее совершалось торжественное богослужение, после которого царь целовал Евангелие, а самого царя торжественно поздравляли с Новым годом все основные сановники и высшие чины духовенства: сначала лично, а потом всей площадью.

То есть русский Новый год был именно государевым праздником, чем-то вроде ежегодного закрепления устоев и принципов российской системы власти.

Петр I в 1700 году, перенеся Новый год на 1 января, изменил по европейскому образцу не только дату праздника, но и его формат, строго повелев жителям Москвы — тогда все еще столицы, всячески в этот день веселиться, жечь огни и устраивать фейерверки. Собственно, таким праздником фейерверков и народных гуляний Новый год и оставался все последующие 200 лет, пока советская власть все не изменила.

Новогодняя открытка начала ХХ века. В отличие от собственно рождественских открыток, для новогодних дореволюционных открыток главным был мотив зимнего путешествия и поезда, мчащегося вперед.