Русский Новый год — явление совсем позднее. В нынешнем формате так и вовсе это продукт советской культурной революции. После перехода на григорианский календарь в 1918 году и отмены празднования Рождества в 1929-м рождественские праздничные традиции, не связанные непосредственно с религиозной темой, — елка, подарки, гирлянды и прочие украшения — постепенно перешли на Новый год. Ну, а потом они уже дополнялись и развивались в рамках советской культурной и потребительской традиции — от Деда Мороза со Снегурочкой, до шампанского и салата оливье.
Как праздновали Новый год до революции?
Начать надо с того, что Новый год — это городской праздник. Деревенская, аграрная жизнь очень сильно связана с природным циклом смены времен года, и очень мало зависит от формальных условностей календаря. И в общем, независимо от того, 1 сентября или 1 марта, русские люди считали началом годового цикла — полноценным народным праздником эта дата не была.
Зато уже XVI-XVII веке оформилась пышная официозно-государственная традиция празднования Нового года. Центром празднования была Соборная площадь Московского Кремля. Тут, возле паперти Архангельского собора 1 сентября устанавливали главный праздничный помост. Сюда под колокольный звон Ивана Великого от Успенского собора шла торжественная процессия патриарха, а от Благовещенского — царская. По периметру Соборной площади строго по чинам, на определенных местах стояли бояре, духовенство, прочие служилые люди и иностранные гости. (кстати, лучшие места — у паперти Архангельского собора, были отведены именно иностранным гостям).
Далее совершалось торжественное богослужение, после которого царь целовал Евангелие, а самого царя торжественно поздравляли с Новым годом все основные сановники и высшие чины духовенства: сначала лично, а потом всей площадью.
То есть русский Новый год был именно государевым праздником, чем-то вроде ежегодного закрепления устоев и принципов российской системы власти.
Петр I в 1700 году, перенеся Новый год на 1 января, изменил по европейскому образцу не только дату праздника, но и его формат, строго повелев жителям Москвы — тогда все еще столицы, всячески в этот день веселиться, жечь огни и устраивать фейерверки. Собственно, таким праздником фейерверков и народных гуляний Новый год и оставался все последующие 200 лет, пока советская власть все не изменила.
Новогодняя открытка начала ХХ века. В отличие от собственно рождественских открыток, для новогодних дореволюционных открыток главным был мотив зимнего путешествия и поезда, мчащегося вперед.
Праздник, известный в мире как «Novij God», понемногу приобретает все характерные черты общемирового русского бренда, примерно как «Sputnik», «Perestroyka», «Babushka» и «Vodka». Есть чем гордиться великой русской культуре! Жалко только, никто не в состоянии научить иностранцев произносить правильно звук «Ы», но тут уж ничего не сделаешь.
Наконец-то добралась почитать статьи на выходных)
Очень интересно, большое спасибо за рассказ и иллюстрации!
Познавательно, но пунктуационные и семантические ошибки выглядят крайне неопрятно. Уважаемая редакция, обратите внимание. На мой взгляд, такое обращение с языком неприемлемо на серьёзном ресурсе.
В качестве иллюстрации тезиса про идеологическую отделенность праздника подходит еще воспоминание о единственном времени для карнавала-маскарада. Когда октябрята становились мальчиками-зайчиками и девочками-белочками.
Жаль, что ушла традиция детских маскарадов...
девочки как правло снежинки (как альтернатива буржуазным ангелочкам)
День святого Николая отмечается в Европе не 9, а 6 декабря
Конечно, 6го.спасибо что заметили опечатку
Митинг детей против Рождества впечатлил. Бедные дети.
А на открытке с паровозиком - похоже на Кругобайкальскую железную дорогу. Это кусок Транссиба, ныне отрезанный заполнением Иркутского водохранилища, оставлен как туристский объект благодаря этим тоннелям на крутых склонах.
Очень интересно!
Все это ещё раз доказывает, насколько сильным оказался сталинско-советский паттерн, и что до сих пор он формирует каркас жизни в России, и даже люди, родившиеся после распада советского союза, во многом живут в этом паттерне.
То есть советский проект, провалившись во всех остальных сферах, оказался очень успешен именно как социальный эксперимент, действительно удалось создать новую общность - советский народ. Правда народ получился дефектный, но это уже другой вопрос.