Новая эпоха порождает новые мифы, и это утверждение касается не только пропаганды. Мифология СВО — тема богатейшая, тут точно есть, о чем поговорить, сегодня — только первые прикидки. И для начала — что-то вроде классификации мифов по генетическому признаку.
Есть, очевидно, мифы, которые порождает пропаганда, иногда — черпая вдохновение в реальности, а иногда — реальность попросту игнорируя. Если факт не вписывается в миф — тем хуже для факта. Эту тему на страницах «Власти» мы уже затрагивали. Общая — и легко объяснимая свойствами современной российской пропаганды и качеством вовлеченного в нее человеческого материала — характеристика этой группы мифов — их принципиальная нежизнеспособность. Тут можно вспомнить и «бабушку с флагом», и «мальчика Алешу», и «кузьмичей» — «крепких мужичков за сорок, мобилизованных, переживших девяностые», которые придут и молча поправят все. Или рассказы о необычайной популярности косноязычной «z-поэзии».
Есть фронтовой, скажем так, фольклор, — куда более живучий и куда более талантливый. Все, наверное, слышали песенку «Триста тридцать три», которую распевает под гармошку отставной подполковник, видимо, доброволец с большой буквой Z на шевроне. Чем не Василий Теркин, с поправкой, конечно, на реалии времени? Он вам, как говорится, не Шаман.
Есть работа по формированию образа героя, которую последовательно, с привлечением изрядных ресурсов сами же герои и ведут. Рамзан Кадыров, например, много лет усердно трудится над выстраиванием собственного имиджа, СВО в его концепцию отлично вписалась. То же можно сказать и про ЧВК «Вагнер» — тут функционирует целая индустрия, производя музыкальные клипы и даже полнометражные фильмы. Но это все — частное предпринимательство в некотором смысле.
И есть еще мифы, которые живут на стыке пропаганды и тех попыток самоописания, которые предпринимаются участниками и (или) активными сторонниками специальной военной операции. Едва ли не главный среди них — тезис о небывалом единении нации. Его охотно повторяет и президент, и завсегдатаи телевизионных ток-шоу, и грозные телеграм-бородачи с неизбежной Z в названиях каналов. Такие, которые начальство из минобороны кроют словами, для печати не очень подходящими.