President of Russia/via Globallookpress.com

В Давосе завершился ежегодный Всемирный экономический форум. В этот раз он проходил без участия российской делегации, при этом Россию активно обсуждали в связи с ее вторжением в Украину. Наряду с войной ключевыми темами форума стали постпандемийная рецессия в мировой экономике и «китайская угроза» Западу. Об этом, а также о том, какое будущее ждет Россию после войны и после Путина, Republic поговорил с экономистом Сергеем Алексашенко, в прошлом — заместителем министра финансов России и первым зампредседателя правления Центробанка.

«Военные расходы улучшают экономическую динамику России и Европы»

Сергей Владимирович, на какие заявления, сделанные на форуме в Давосе, вы обратили внимание? Какова его значимость в контексте происходящего?

— Важно отметить, что форум состоялся после перерыва, вызванного пандемией. Многие сомневались, удастся ли его провести, будет ли интерес, потому что эксперты и бизнесмены за время пандемии удачно перешли на онлайн-формат, и многие уже не очень хотят приезжать на очные мероприятия, когда можно пообщаться дистанционно.

Этот Давос позволяет подвергнуть сомнению известную конспирологическую теорию, что миром правят корпорации, а все политики у них на побегушках. По тематике форума мы видим, что основные темы связаны как раз с политикой и государствами, а не корпорациями. Это война в Украине, Китай и американо-китайские отношения, глобальное потепление и искусственный интеллект. Пожалуй, только последнюю тему можно отнести к интересам корпораций. И повлиять на такой выбор тем бизнес не может. Корпорации, что называется, отдыхают, а политики правят миром.

В какой-то мере даже символично то, что встреча министра финансов США Джанет Йеллен и главного экономиста в правительстве Китая Лю Хе состоялась не в рамках форума, но одновременно с ним. Это еще раз подчеркивает: политики хотят обсуждать проблемы мира между собой, вдали от суеты.

Экономист Сергей Алексашенко

Фото предоставлено Сергеем Алексашенко

Одна из тем форума в Давоса — рецессия. Накануне мероприятия большинство его экспертов пришли к выводу, что в 2023 году мир стоит на пороге рецессии. В заявлении, опубликованном на сайте ВЭФ, перспективы роста экономик США и Европы оценивались как особенно мрачные. «Две трети опрошенных главных экономистов Всемирного экономического форума ожидают глобальной рецессии в 2023 году. Так, 45% назвали глобальную рецессию «скорей вероятной», а 18% опрошенных — «чрезвычайно вероятной»», — отмечается в исследовании. «Нынешняя высокая инфляция, низкие темпы роста, высокая задолженность и высокая степень фрагментации снижают стимулы для инвестиций, необходимых для возобновления роста и повышения уровня жизни наиболее уязвимых слоев населения в мире», — заявил управляющий директор ВЭФ Саадия Захиди. Но есть и прогнозы, что уже с лета мы увидим восстановление экономики и ее рост. Вы что думаете на этот счет?

— Мировая экономика — это не какой-то единый субъект, который легко прогнозировать. Мировая экономика состоит из отдельных частей, у каждой из которых своя логика развития, свои перспективы и ограничения. Сегодня три основных экономических центра силы: Америка, Евросоюз и Китай. У меня нет прогностической модели по поводу каждой из этих стран. Но мне кажется, что попытка обозначить рост или спад в каждом из этих центров сталкивается с неожиданными ситуациями, с тем, с чем эти центры не сталкивались никогда. И поэтому любые прогнозы сегодня не имеют опоры на историю.