
Колонна грузовых машин в Подмосковье
Фото: Global Look Press / Roman Denisov
С февраля 2022 года из-за введенных Западом санкций в России оказались разорваны привычные логистические цепочки поставок из европейских и не только европейских стран, отечественным автоперевозчикам пришлось переориентироваться на сегменты внутреннего рынка и развернуться на Восток. О том, как отрасль пережила минувший год, в интервью Republic рассказал президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
Транспортный коллапс после введения санкций
— Давайте восстановим хронологию событий после февраля 2022 года. Как в целом менялся рынок грузоперевозок в России?
— Основные проблемы начались в марте-апреле, когда Евросоюз полностью запретил въезд в свои страны российским перевозчикам и ввел серьезные ограничения на ввоз продукции из РФ. Это привело к многодневным пробкам на границе, где стояли тысячи грузовиков, многие перевозчики буквально застряли в Европе — не могли вернуться на родину. При этом ушли из России контейнерные морские линии, в результате порты в Санкт-Петербурге и Новороссийске встали. Позже черноморское и дальневосточное направления восстановились — стали работать на Турцию, Египет, Израиль, Китай, но питерский порт по-прежнему простаивает. Из-за этого работавшим там грузовым автомобильным компаниям пришлось уйти внутрь континента, в том числе заниматься перевозками в строительстве, что для них совершенно иная сфера.
Вообще, транспортная логистика начала перестраиваться еще в 2014 году — после присоединения Крыма к России. Украину в основном стали объезжать через Польшу, Латвию, Литву и Эстонию. В прошлом году эти страны первыми ввели запреты для российских грузоперевозчиков и визовые ограничения для граждан РФ. На границе, конечно, был полный бардак, случались потасовки, тягачам прокалывали колеса. Так продолжалось несколько месяцев. Многие остались без работы в Европе, и окончательно стало понятно, что надо перестраиваться.
Это что за вылазка в реальность равнодушных дельцов? Имея обширный опыт в этом бизнесе могу сказать, что все эти перевозчики и логисты сейчас весело и задорно зарабатывают на всевозможных схемах, которые за последние несколько лет стали почти забыты. Просто изощренно обходят законы. Всё. Никого бизнеса там нет.
Не хотелось бы такие статьи видеть на Репаблике, поскольку, на примере этого текста, обошли главную тему и первопричину всех бед (хотя тэг «война в Украине» есть), ведутся милые беседы с персонажами, которые делают бизнес на оккупированной территории («Открытие логистического порта в Мариуполе» - Вам не стыдно о таком писать?) и рассказывают и нарушении международного права как о новой реальности, совсем неплохой (стремительно развивается параллельный импорт). Да и вообще, что за профсоюзная пресса? Здесь же не газета «Дальнобойщик».