Фото: Global Look Press / Roman Denisov
С февраля 2022 года из-за введенных Западом санкций в России оказались разорваны привычные логистические цепочки поставок из европейских и не только европейских стран, отечественным автоперевозчикам пришлось переориентироваться на сегменты внутреннего рынка и развернуться на Восток. О том, как отрасль пережила минувший год, в интервью Republic рассказал президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
Транспортный коллапс после введения санкций
— Давайте восстановим хронологию событий после февраля 2022 года. Как в целом менялся рынок грузоперевозок в России?
— Основные проблемы начались в марте-апреле, когда Евросоюз полностью запретил въезд в свои страны российским перевозчикам и ввел серьезные ограничения на ввоз продукции из РФ. Это привело к многодневным пробкам на границе, где стояли тысячи грузовиков, многие перевозчики буквально застряли в Европе — не могли вернуться на родину. При этом ушли из России контейнерные морские линии, в результате порты в Санкт-Петербурге и Новороссийске встали. Позже черноморское и дальневосточное направления восстановились — стали работать на Турцию, Египет, Израиль, Китай, но питерский порт по-прежнему простаивает. Из-за этого работавшим там грузовым автомобильным компаниям пришлось уйти внутрь континента, в том числе заниматься перевозками в строительстве, что для них совершенно иная сфера.
Вообще, транспортная логистика начала перестраиваться еще в 2014 году — после присоединения Крыма к России. Украину в основном стали объезжать через Польшу, Латвию, Литву и Эстонию. В прошлом году эти страны первыми ввели запреты для российских грузоперевозчиков и визовые ограничения для граждан РФ. На границе, конечно, был полный бардак, случались потасовки, тягачам прокалывали колеса. Так продолжалось несколько месяцев. Многие остались без работы в Европе, и окончательно стало понятно, что надо перестраиваться.