Фото: army.mil
«Япония разбогатела в свою индустриальную эпоху, продавая такие вещи, как автомобили, телевизоры и видеомагнитофоны, но она сделала себя любимой… продавая фантазии», — пишет американский журналист Мэтт Альт, автор интереснейшей книги «Чистый вымысел. За что мы любим Японию: от покемонов до караоке» (русский перевод вышел в издательстве Бомбора).
Надо сказать, что содержание книги гораздо шире ее русского названия (оригинальный подзаголовок работы Альта — «как японская поп-культура захватила мир»), и речь тут идет отнюдь не только о покемонах, караоке или манге (хотя во всем этом автор, живущий в Японии вот уже 20 лет, разбирается досконально).
В главе «Жестянщики», фрагмент которой мы публикуем с любезного разрешения издательства, Мэтт Альт показывает как «чистый вымысел» (pure invention) и свободная игра фантазии сделали возможным «японское чудо» — необычайно быстрое возрождение страны, лежавшей в руинах после Второй мировой войны. Причем у истоков этого процесса стояли не мощные машиностроительные или электронные корпорации, которые прославят Японию впоследствии, а скромные производители игрушек…