Russian State Duma Press Service / via Globallookpress.com
Правительство внесло в Госдуму законопроект, согласно которому цена нефти, которая служит для расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также налога на дополнительный доход (НДД), будет теперь рассчитываться по-новому. Для целей налогообложения теперь будут использовать цену нефти Urals, определяемая не по цене в порту отправки, а по котировкам нефти Brent с учетом дисконта. На апрель максимум дисконта определен в $34, в мае — $31, в июне — $28, в июле — $25 за баррель. Соответствующие изменения предлагается ввести для расчета НДПИ также и для Соглашений о разделе продукции (СРП).
Одновременно меняется и расчет демпфера по бензину и дизтопливу с апреля 2023 года. Новым законопроектом предлагается с января по март 2023 года ограничить дисконт в экспортной цене величиной в $20 за баррель, с апреля 2023 по декабрь 2025 года — в $25 за баррель. Кроме того, предполагается ввести дисконт и в расчете цены экспортной альтернативы и по дизельному топливу, но только на 2023 год. При этом с апреля по декабрь дисконт будет ограничен $10 за баррель.
Напомним, сейчас в налогообложении используется цена нефти Urals, рассчитываемая российским агентством Argus. По его данным, после введения эмбарго ЕС на закупку российской нефти с декабря 2022 года цена нефти Urals сложилась ниже Brent примерно на $35–40 за баррель. Цена экспортной альтернативы с сентября 2022 года в формуле бензинового демпфера рассчитывается с учетом понижательного коэффициента, равного величине дисконта в цене Urals относительно Brent, но с января 2023 года дисконт был ограничен в $20 за баррель до конца 2025 года.
Принятые поправки очевидно повышают уровень налоговой нагрузки на нефтяную и нефтеперерабатывающую отрасль.
И чем выше будут цены на нефть (а прогнозы находятся в диапазоне от $60 до $100 за баррель до конца года), тем выше будет налоговая нагрузка на нефтяников и нефтепереработчиков.
Все просто: бюджет 2023 года сверстан, исходя из прогноза цены Urals в размере $70,1/барр., однако санкции G7 устанавливают потолок для российской нефти в $60 за баррель, а по итогам январе средняя цена продажи российской нефти составила $49,48 (Brent — $84). И хотя нефтяники ожидают, что, по мере установления логистических цепочек и роста спроса на нефть со стороны Китая, скидки Urals к Brent будут снижаться, подобное развитие вовсе не очевидно. Зато совершенно очевидно, что правительство, наконец, определилось с тем, как заполнить полученную бюджетом брешь, не тревожа общественность повышением налогов: надо просто изменить налогооблагаемую базу таким образом, чтобы при прежних налоговых ставках изымать больше денег.
Для этого и понадобились хитрости с подсчетом цены на российскую нефть и нефтепродукты. Но не только.