Кадр из фильма «Восточный фронт»

Кадр из фильма «Восточный фронт»

www.berlinale.de

Сегодня, 16 февраля, открылся Берлинский международный кинофестиваль. В программе на ближайшие десять дней запрограммированно много Украины и — так же ожидаемо — беспрецедентно малое количество актуального российского кино. Что удивительно — избыток немецких авторов в основном конкурсе Берлинале. Что приятно — все заметней женское представительство.

Все тот же кисель февраля, все то же, нарезанное на неровные куски пространство возле Berlinale Palast, сердца Берлинского международного кинофестиваля. Но если год назад все полнилось воодушевляющим чувством «накануне», в предвкушении свободы после пандемии, то сейчас, еще до начала кинофорума, 73-го по счету, сильно ощущение постфактума, — все уж свершилось, и надо бы попробовать собрать черепки. В 2022-м Берлинале закончился 20 февраля. Кажется, кинокритики еще не успели добраться до дома, а все увиденное, подуманное, прочувствованное, сказанное обнулилось. 24.2.22 мир зажил в новом мире, в мире с войной.

В нынешнем Берлине 95 тысяч официально зарегистрированных украинских беженцев и неучтенное количество беглых россиян. Вторых терпят, первым — украинские субтитры на фестивальных просмотрах и горячая поддержка. Уже на оглашение конкурсной программы дуэт руководителей, Карло Шатриан и Мариетта Риссенбек пришли с жовто-блакитным флагом. Бесспорно: мир, а с ним и кино отъехали на территорию дистопии британского сериала «Years and Years» («Годы», 2019), сценаристы которого поучения ради придумали в 2022-м отправить российские войска убивать украинцев.

В эти дни на Берлинале ловишь себя на чувстве стыда, когда думаешь о предстоящих встречах с украинскими кинематографистами. А без них не обойтись, и тут этика без зазора сходится с эстетикой, — выросшие из чувства долга, из обязательств перед миром, все восемь фильмов Берлинале, осмысляющих нынешнюю геополитическую катастрофу, сулят переживания серьезные. Война страшна сама по себе. Тем более, если это война, которая происходит прямо сейчас, от чего сбитое с толку восприятие наделяет характеристиками лайвстрима любой экранный окоп.

Самым шумным высказыванием об Украине обещает стать «Superpower» в программе Berlinale Special. Шону Пенну и его сорежиссеру Аарону Кауфману неслыханно повезло как документалистам: они оказались в самом эпицентре важных для всей планеты событий.

Приехав в конце 2021 году в Киев снимать что-то вроде байопика о президенте Зеленском, в феврале 2022-го американские кинематографисты стали свидетелями вторжения российской армии в Украину.

Шон Пенн не только взял несколько интервью у украинского лидера, но и побывал со съемочной группой близ линии фронта, позднее взявшись выступать в качестве неофициального посла Украины на Западе.