В издательстве «АСТ» выходят мемуары знаменитого режиссера Тинто Брасса «Жажда свободы. Этика, эстетика и эротика», написанные им в соавторстве с Катериной Варци.
Родившийся в Милане, но глубоко привязанный к Венеции, Тинто Брасс уже в детстве отличался бунтарским характером. Нетерпимый к любой форме власти, он вскоре порвал со своей семьей, которая видела в нем безрассудного и развратного молодого человека, плейбоя, который лишь создавал проблемы. Обучившись искусству кино у Роберто Росселлини, Брасс посвятил себя жанру эротического кино и начал создавать такие веховые для жанра картины, как «Калигула», «Ключ», «Подглядывающий» и «Салон Китти», став бесспорным маэстро итальянской эротики.
Фильмы Тинто Брасса представили новый подход к эротической эстетике и стали яркими высказываниями о свободе, просвещении и обществе. На нападки критиков Брасс отвечал аристотелевскими силлогизмами и новыми этическими дилеммами в своих фильмах; его смелыми методами и подходами восхищались Федерико Феллини и Пьер Паоло Пазолини. Эта книга позволяет заглянуть на съемочную площадку к Тинто Брассу, а также узнать главные вехи его творческого пути.
Работа над «Калигулой» в 1976 году тоже оказалась крайне непростым делом. Снова начались конфликты с продюсерами, иски и судебные разбирательства. Этот фильм планировался как вторая часть трилогии о Власти: начав с «Салона Китти», я предполагал окончить ее картиной о семействе Борджиа. Но так как меня отстранили от монтажа, я отказался и от авторских прав на «Калигулу».
Трудности возникли уже в процессе подготовки к съемкам. Изначально фильм должен был называться «"Калигула" Гора Видала». Сам Видал всегда настаивал, что настоящий автор фильма — сценарист. Я же считаю, что автор фильма — режиссер. Отношения, которые складываются между этими двумя людьми, напоминают сотрудничество инженера и архитектора. Несомненно, дом по проекту Фрэнка Ллойда Райта носит на себе отпечаток его стиля, однако в постройке участвовал также и инженер — он рассчитал необходимое количество цемента и железа. Аналогичным образом режиссер может работать с разными сценаристами, но в конце концов фильм сохранит тот стиль, которому он следует в своем творчестве.
Я с самого начала дал продюсерам понять, что соглашусь режиссировать «Калигулу» только при одном условии: роль Видала будет сведена до позиции сценариста. В результате возникли противоречия, со временем ставшие неразрешимыми: Видал обращался со мной всё более и более враждебно. Он семь раз переписал сценарий и никоим образом не хотел принимать мое видение дела. Он намеревался показать в фильме скучающую власть, а в результате выдал невероятно скучный текст. Я решил полностью переделать его, заручившись помощью одного талантливого шотландского поэта, друга Малкома Макдауэлла, и самого актера.
Kinopoisk.ru