President Of Ukraine/Keystone Press Agency/Global Look Press
Пошел второй год войны в Украине. Задуманная Владимиром Путиным как блиц-криг, она приняла совершенно иной оборот благодаря мужественному и умелому сопротивлению украинского народа, а также твердой позиции Запада, оказавшему Киеву политическую, финансовую, моральную и военную поддержку.
Взгляд на войну из Европы в течение этого года претерпел существенную эволюцию. Если сначала речь шла о том, как бы избежать разгрома украинской армии, не втягиваясь при этом в конфликт с Россией, то после успешных контрнаступлений в Харьковской и Херсонской областях появилось и оформилось представление о возможной победе Украины. Развитие событий сопровождалось постоянным уточнением направлений и объемов помощи с учетом не только возрастающих потребностей Киева и сценариев возможного окончания войны, но и нюансов устройства коллективного Запада.
В этом смысле можно говорить об этапах отношений между Украиной и ее союзниками. Возможно, историки в будущем согласятся, что накануне годовщины начала войны наступил новый этап, отдельные характеристики которого просматриваются уже сегодня.
Череда последних событий подтверждает эту гипотезу. Незадолго до годовщины вторжения президент Украины впервые с начала войны физически покинул Киев и совершил два официальных визита, посетив в декабре 2022 года Вашингтон, а в феврале 2023 сразу три европейские столицы — Лондон, Париж, Брюссель — за два дня. Ранее Владимир Зеленский успешно и охотно использовал видеосвязь и для публичных выступлений, и для переговоров, но теперь возникла необходимость личного присутствия. Далее последовали выступления лидеров Запада на Мюнхенской конференции по безопасности, короткий, но символически очень сильный визит президента США Джо Байдена в Киев плюс его речь в Варшаве, посвященная войне в Украине. В той же Варшаве американский президент провел встречу с руководителями девяти стран НАТО в Восточной Европе.
В военном отношении состоялось решение о передаче Украине тяжелых танков и более дальнобойной артиллерии, о чем не могло быть и речи еще несколько месяцев назад. В рабочем порядке проводится множество совещаний с участием представителей Украины, в том числе в формате «Раммштайн», где устанавливаются сроки и объемы новых пакетов помощи Киеву. В целом хаос первых месяцев войны уступил место механизму, созданному на наших глазах и работающему еще не без сбоев, но все более стабильно и ритмично.
Но это взаимодействие не могло сложиться само собой: чтобы договориться о согласованной реакции, союзники Украины должны были сверить друг с другом свое понимание того, что случилось 24 февраля 2022 года.