Фото: Paul Reardon / Keystone Press Agency / Global Look Press
Ирландский журналист, в прошлом — глава московского бюро газеты The Irish Times Шеймас Мартин много лет работал в России и бывших советских республиках. Он освещал распад СССР, передавал сообщения из горячих точек во время обеих чеченских войн, а в 1999 году, в разгар терактов в Москве и других российских городах, брал интервью у Владимира Путина. Последние годы Шеймас Мартин следит за тем, что происходит с Россией и Украиной. Он рассказал Republic, что привело Россию к этой войне, какие ошибки совершил Путин, какую трансформацию за годы у власти он пережил, изменила ли война в Украине отношение ирландского общества к россиянам и к перспективе вступления Ирландии в НАТО.
«Если бы Кремль хотел дестабилизировать Украину, он мог бы добиться большего успеха, оставив все как есть и сохранив десятки тысяч жизней»
— Большая часть вашей жизни связана с Россией. Какие чувства вы испытываете в связи с тем, что происходит со страной весь этот год после вторжения в Украину?
— Я бы не сказал, что большая часть моей жизни связана с Россией, но важная ее часть определенно была связана. Помимо моих полномочий московского корреспондента The Irish Times в 1990-х и начале 2000-х годов, я был иностранным корреспондентом в Африке, базировался в Йоханнесбурге, был специальным корреспондентом во многих других странах, включая Беларусь, Украину, Грузию, Сербию, Албанию и Швецию. После ухода из журналистики я также работал наблюдателем на выборах от ОБСЕ в Турции, Северной Македонии, Грузии, Армении, Азербайджане, Узбекистане, а также более чем в 30 городах Украины.
Мой последний визит [в Украину] был связан с выборами президента в 2019 году, когда выбрали Владимира Зеленского. На этих выборах я базировался в северо-западном городе Луцке. В 2010 году [во время выборов президента Украины] я был в Виннице, Жмеринке и соседних городах в первом туре и Ивано-Франковске, Надворной и прилегающих районах во втором. На парламентских выборах 2012 года я более двух месяцев жил в Донецке и вместе со шведским коллегой отвечал за территорию, простирающуюся на восток, от Макеевки до Горловки, Шахтерска, Енакиево, Углегорска, Старобешево и на восток, до границы с Россией. Эти выборы дали мне представление о порой резко различающихся политических взглядах украинцев в разных частях страны.
Прожив несколько лет в России и работая в Украине с ОБСЕ, я сочувствую жертвам по обе стороны этого бессмысленного конфликта.
Я видел, как украинские города, которые я знаю, сравняли с землей. Современный аэропорт имени Сергея Прокофьева в Донецке, который я использовал для полетов на встречи в Киев, теперь просто груда щебня. Я видел по телевизору, как тысячи украинцев бежали из своей страны после того, как их дома были разрушены.