В издательстве «АСТ» опубликован документальный триллер бортпроводника авиакомпании «Уральские авиалинии» Алии Слякаевой «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы. История чудесного спасения глазами бортпроводника».

Невероятная история от первого лица о событиях чудесного спасения Airbus A321 и его 233 пассажиров. Напомним, что 15 августа 2019 года самолет «Уральских авиалиний» столкнулся со стаей птиц и, получив повреждения сразу двух двигателей, был вынужден совершить аварийную посадку на кукурузном поле под Жуковским.

«ПАН-ПАН»

Мы плавно, но уверенно набирали скорость. Обычно в этот момент я жду ощущения отрыва от полосы стоек шасси. Это означает, что самолет набрал скорость V1 и останавливаться уже поздно. Нужно обязательно взлетать. Этот момент — своеобразная точка невозврата, когда земля, хотя еще такая близкая, хоть руку протяни, на самом деле не ближе, чем на высоте нескольких километров. Любая взлетно-посадочная полоса имеет конец. Не успел взлететь — выезд за пределы неизбежен и, скорее всего, катастрофы не избежать. Но даже если длина ВПП позволяет, резкое торможение на высокой скорости с большой вероятностью приведет к повреждению конструкции самолета.

Согласно статистике, которую приводил один иностранный журнал, при разгоне, взлете и наборе высоты происходит 36% всех авиационных катастроф. При заходе на посадку, посадке и приземлении — 53%. То есть сам полет можно назвать самым безопасным отрезком маршрута. Поэтому во время взлета и посадки бортпроводники внимательно прислушиваются к посторонним шумам в салоне.

Я почувствовала, как передняя стойка шасси оторвалась от земли. Значит, дальше должен быть только полет вверх. Останавливаться было нельзя. Спустя мгновение самолет заскользил по воздуху и начал набор высоты. В салоне царила привычная для этой части полета тишина. Мне кажется, большинство пассажиров понимали важность момента и старались не шуметь.

Судя по видео, сделанным пассажирами нашего рейса и размещенным в Интернете, как минимум в один из двигателей самолета в этот момент уже попали птицы, и он работал в нештатном режиме. Но я ничего подозрительного не слышала. Пассажиры тоже не проявляли беспокойства. Ничто не насторожило мое внимание.

Полет продолжался. Сквозь окошко маленького иллюминатора на двери эвакуационного выхода я видела, что самолет набирал высоту. Под нами на большой скорости проносились зеленые поля, вдалеке виднелась излучина реки. Первые лучи солнца, которое только поднялось над горизонтом, отражались на водной глади.

Ничто не намекало на страсти, которые кипели в этот момент в кабине пилотов. Попробуем представить, что пришлось пережить командиру корабля Дамиру Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину чуть более чем за полторы минуты полета.