IMAGO / Sam Bibby / Global Look Press
Российский крупный бизнес годами развивался в глобальном направлении. Предприниматели, и даже само российское государство, вкладывали в иностранные активы и держали деньги в США, Великобритании и ЕС. Речь идет о сотнях миллиардов долларов. А, как говорится, где фокус внимания — там и энергия. Все эти компании, трасты, виноградники, отели, поместья и бизнесы должен был кто-то помочь приобрести, зарегистрировать, перестроить и решать возникающие в дальнейшем споры и проблемы. Международные юридические фирмы получили огромный поток заказов. Рынок бурлил: клиенты из России годами нанимали зарубежные именитые компании для сопровождения, а иностранные фирмы имели большие и красивые офисы у Кремля.
Чуть больше года назад все изменилось, юрфирмы стали уходить из России «по моральным соображениям». К концу 2022 им уже официально запретили иметь дела с представителями нашего региона по большинству юридических вопросов, а любой запрос от россиян теперь будет долго и тщательно изучаться.
На взорвавшей рунет аудиозаписи разговора, предположительно, Иосифа Пригожина и Фархада Ахмедова, мужчина, голос, которого может принадлежать экс-сенатору и миллиардеру Ахмедову, очень много времени уделяет проблемам, вызванным санкциями.
Он говорит, что, попав под санкции, из них уже не выбраться, и это кошмар. Заблокированная «лодка гниет», а в это время надо оплачивать счета в миллионы долларов («вон сегодня выставили счет в $7 млн, …, я не буду платить,…, нет судебного решения, она не заморожена»…) за ее парковку на верфи. Чтобы куда-то полететь и элементарно заплатить за гостиницу — «это надо кэшем». Вывод — уж проще не лететь теперь.. «Деньги есть — не можешь тратить!», — расстраивается мужчина. При этом нарушать санкции нельзя, просит он запомнить собеседника, — это себе только дороже выйдет, «они все мониторят». И даже «хороший юрист» Иван не испытывает особых надежд: ему вряд ли удастся оспорить попадание в список.
Корреспондент Republic Юлия Федотова проанализировала, как пересобирается рынок с учетом постоянно расширяющихся санкционных списков, и попыталась узнать, что конкретно нужно российским миллионерам от юристов по зарубежным делам, и есть ли возможность у консультантов, потерявших свои места с уходом компаний, обслуживать соотечественников в США и Европе.