Republic предлагает читателям новый формат — обзор материалов западной прессы. В пилотном выпуске: подводные камни в отношениях России и Китая, объясняющие, почему их сотрудничество не выглядит крепким; медленный развал российской экономики и ее растущая зависимость от Китая; почему в США не опасаются размещения ядерного оружия в Беларуси; туманные перспективы военного союза Ирана и России; на каких условиях Украине можно заключить мир с Россией; сколько еще западного оружия нужно поставить ВСУ.

«Путину важнее его белорусский приятель, чем «дорогой друг» Си»

Журналисты и публицисты продолжают обсуждать, как отразится на международных отношениях недавний визит Си Цзиньпина в Москву. Например, бывший посол США в России Майкл Макфол в своей свежей колонке, опубликованной на Substack, задается вопросом: так ли близки Путин и Си, как все предполагают? По его мнению, на прошедших выходных Путин нанес Си удар — это решение разместить тактическое ядерное оружие в Беларуси, поскольку оно прямо противоречит совместному заявлению, которое он только что подписал с Си.

«Пока Си был в Москве на прошлой неделе, два лидера подписали совместное заявление, в котором среди прочего говорилось: «Все государства, обладающие ядерным оружием, должны воздерживаться от размещения ядерного оружия за рубежом и выводить ядерное оружие, развернутое за границей». Затем Путин объявил на выходных о планах сделать прямо противоположное, договорившись с белорусским диктатором Лукашенко о размещении российского тактического ядерного оружия в Беларуси. Судя по всему, Путину важнее его белорусский приятель, чем его «дорогой друг» Си», — полагает Макфол.

По его мнению, это было сделано намеренно, ведь «если бы Путин планировал этот шаг какое-то время, он мог бы исключить эту фразу из китайско-российского совместного заявления». В крайнем случае он мог немного подождать, чтобы аналитики забыли о совместном заявлении, как это часто происходит.

Так что, заключает политолог, Си не может быть рад такому решению, это знак неуважения. «И если Путин не чувствовал себя обязанным придерживаться части резолюции, чувствует ли он такое же отсутствие приверженности ко всем остальным разделам совместного заявления? Для него это просто бессмысленные документы? Интересно, что думает Си», — задается вопросом экс-дипломат.

Си Цзиньпин и Владимир Путин на встрече в Кремле

Kremlin.ru / Global Look Press

Эту же тему разбирает автор Bloomberg Розалинд Мэтисон. «Блефует или нет Путин в отношении своего ядерного арсенала, в любом случае это ставит Си в неловкое положение в его попытках сделать Китай надежным посредником в конфликтах», — отмечает журналистка. Китайский лидер открыто не поддержал, но и не критиковал Путина из-за Украины. Но одну вещь он четко заявлял в течение нескольких месяцев: Россия не должна использовать ядерное оружие в бою. И вот теперь Си есть над чем подумать. «Поза Путина может вызвать сомнения в том, какое влияние имеет на него Си, даже принимая во внимание экономическую зависимость России от Китая и потребность российского президента в дипломатических сторонниках», — заключает Мэтисон.