Вануатские почитатели карго-культа репетируют традиционный парад на 15 февраля, 2019 год

Вануатские почитатели карго-культа репетируют традиционный парад на 15 февраля, 2019 год

Фото: Topic.com / Max Pinckers

В рунете хорошо известен термин карго-культа. Его часто используют, чтобы намекнуть на несостоятельность какого-то явления или чьих-то убеждений. Ярлык закрепляет за предметом критики статус бесполезного и бессмысленного подражания. По форме оригинал и карго-копия похожи, по содержанию между ними гигантская пропасть.

На уходящей неделе в российской Z-среде новый карго-культ усмотрели в свежих инициативах российских же правящих элит. Прежде всего, самых ярых сторонников войны против Украины возмутила идея проводить на Красной площади парады физкультурников на манер сталинской эпохи. Дескать, не гимнастов перед мавзолеем гонять надо, а по-сталински ударными темпами проводить индустриализацию.

Тем парадоксальнее, что оригинальный карго-культ — соответствующие практики аборигенов Меланезии — феномен сугубо мирный и, как оказалось, вполне эффективный. Сначала он помог жителям далёких островов в Тихом океане принять и понять открывшийся большой мир. Затем — представить иноземцам в интересном свете самих себя. И, наконец, добиться вожделенного карго.

Дикий Запад Тихого океана

Меланезией, с греческого «чёрными островами», называют запад Тихого океана — совокупность островов и архипелагов, раскиданных на миллионе квадратных километров. Это Папуа — Новая Гвинея, Фиджи, Соломоновы острова, Новые Гебриды (Вануату), Новая Каледония и множество мелких клочков суши. Их населяют близкие по происхождению народы, чей чёрный цвет кожи и дал название всему макрорегиону.

Предположительно, 50–100 тысяч лет назад предки меланезийцев перебрались сюда из Африки. Они дали начало множеству разных этносов, с порой непохожими друг на друга обычаями и речью. Считается, что примерно треть от известных лингвистике языков мира — как раз меланезийские.

Современные учёные считают крупнейший меланезийский остров Новую Гвинею одним из древнейших очагов земледелия в мире.

Но полноценной цивилизации ни здесь, ни на соседних архипелагах не сложилось. Вплоть до XIX — XX веков туземные общества сильно отставали в развитии даже от ближайших соседей, народов Полинезии и Микронезии. Американский учёный Джаред Даймонд объяснял этот феномен специфическим влажным климатом, низкой калорийностью местных аграрных культур, бедностью полезной для человека фауны и взаимной изолированностью этносов.

Меланезия на карте Океании

Изображение: Wikipedia

В XVI — XVII веках Меланезии достигли европейские мореплаватели. Первой на карту нанесли крупнейшую землю, Папуа — Новую Гвинею. Двойное название территории объясняется тем, что в 1526 и 1542 годах её независимо друг от друга открыли португалец Жорже ди Менезиш и испанец Иньиго Ортис де Ретес. Первый назвал остров Папуа, «Курчавым», второй — Новой Гвинеей, и оба топонима прижились. В течение трёх следующих веков мореходы из разных европейских стран открыли другие острова и архипелаги.

Лишь в конце XIX века европейцы полноценно освоили новые острова. До этого колонизации мешали удалённость территории, неблагоприятный климат и воинственность туземцев. Большую часть Меланезии получили британцы, меньшую — французы. Уникальная для колониальной эпохи ситуация сложилась на Новых Гебридах, где представители Парижа и Лондона управляли совместно.

«Почему вы, белые, накопили столько карго, а у нас его так мало?»

До последней четверти XIX века меланезийцы жили в условиях каменного века. Они пользовались примитивными орудиями, едва владели ремёслами, еду добывали охотой и собирательством. Здесь не было крупных поселений, армий и государств. Неудивительно, что меланезийцы не знали ни догматической религии, ни сложной системы мифов. Их заменяли культ предков, обожествление вещей (фетишизм), вера в магию и обряды под руководством жрецов.

Туземцев с разных островов объединяла убеждённость, что умершие предки невидимо живут рядом и могут помогать, если правильно совершать нужные церемонии.

Контакты с европейцами своеобразно повлияли на эти представления о мире. В XIX веке миссионеры познакомили меланезийцев с христианством. Большинство островитян не стали добрыми католиками или истовыми протестантами, но усвоили веру в доброго посланника, которому суждено установить счастливую жизнь.

Традиционный танец аборигенов Вануату, 2018 год

Фото: Wikipedia / Sarah Macmillan

Другим источником вдохновения для творцов новой религии стало карго. Английским словом «груз» меланезийцы называли все диковинки, что привезли в Океанию европейцы: от ружей и железных топоров до часов и зеркал. Туземцы сначала испытали шок от того, что у чужаков, не знавших «правильного» почитания предков, столько карго. Но потом меланезийцы диалектически переосмыслили ситуацию. Они решили, что коварные пришельцы неким образом научились перехватывать дары за счёт более мощных ритуалов.

«Всё это [наблюдения за неравенством в технологиях между белыми и туземцами], наверное, и было у [аборигена] Яли на уме, когда, в очередной раз пристально взглянув на меня своими сверкающими глазами, он задал вопрос: «Почему вы, белые, накопили столько карго и привезли его на Новую Гвинею, а у нас, чёрных, своего карго было так мало?»

— Джаред Даймонд, американский учёный

Основами для будущих карго-культов стали:

  • убеждённость в том, что у белых есть тайное знание, благодаря которому они перехватывают посылаемое туземцам от предков карго;
  • предположение, что через подражание чужакам можно добиться их силы и богатства;
  • вера в приход доброго посланника, который придёт и раздаст полезные вещи, при правильном его почитании.

Так куда эти три кита в итоге привели упорных островитян?