В издательстве «Бомбора» свет увидела книга австралийского биолога и палеонтолога Тима Фланнери «Европа. Естественная история. От возникновения до настоящего и немного дальше».
Автор написал историю Европы, какой ее еще ни разу не рассказывали: история континента и сил, которые сформировали на нем жизнь. Это удивительно удачный сплав биологии, палеонтологии, геологии и антропологии, показывающий динамичную эволюцию одного из самых известных мест на Земле.
С любезного разрешения издательства публикуем главу, посвященную ревайлдингу — набирающему популярность движению за возрождение дикой природы.
Какой может быть Европа? Сейчас появляется новая концепция управления природными системами. Ревайлдинг — восстановление дикой природы и утраченных экологических процессов — набирает популярность по всему миру, но его корни — европейские, и именно тут прилагаются самые большие усилия по его реализации. Независимая некоммерческая организация Rewilding Europe претворяет в жизнь масштабные программы. Цель — восстановить естественные процессы в экосистемах, создать зоны дикой природы с минимальным человеческим присутствием и поселить крупных травоядных и высших хищников там, где их когда-то истребили. Программа предполагает сосредоточиться на десяти областях, каждая минимум 100 000 гектаров, от Португалии до Румынии и от Италии до Швеции.
Что представляют себе европейцы, когда думают о возрождении дикой природы на своем континенте? Одни проекты цитируют описания, сделанные древнеримским историком Тацитом, предполагая, что европейцы вновь обратятся за вдохновением ко «времени сновидений» своей цивилизации. Другие, однако, мыслят в масштабах геологического времени — десятками тысяч или миллионами лет. Можно ожидать, что представления людей о том, как должна выглядеть дикая Европа, будут слегка отличаться, однако обязательно нужно согласовать некие базовые условия.
Природу какой Европы следует восстановить? Европы римских времен, Европы двадцатитысячелетней или (в свете изменений климата) двухмиллионолетней давности? Результаты будут совершенно разными.