Кадр из мультсериала Family Guy (в российском прокате - Гриффины)
Формирование положительного имиджа городов и стран, способного превратить даже самое закоснелое и труднодоступное место на Земле в процветающую туристическую мекку и международный бренд, давно стало рядовой функцией нанимаемых правительствами по всему миру маркетологов, урбанистов, пиарщиков, социологов и других специалистов. Геобрендинг способен творить чудеса, очень часто — экономические. Поэтому, к примеру, в 1970-е годы нью-йоркские власти привлекли дизайнера Милтона Глейзера к работе над маркетинговой кампанией для штата, результатом которой стало появление одного из самых известных поп-культурных образов современности, логотипа «I Love New York». Признанию иорданской Петры одним из «новых чудес света» и её наводнению туристами также предшествовали десятилетия переговоров правительства королевства с бедуинами, не желавшими покидать древний город и тем более впускать в него чужаков.
Улучшение репутации какой-либо локации и, как следствие, повышение её туристической привлекательности и узнаваемости — это всегда очень деликатный и креативный процесс, о тонкостях которого спорят в университетах и в ходе публичных дискуссий, пишут в книгах и научных статьях. Но, как и любая область практической деятельности, маркетинг мест стал территорией для распространения своего рода «альтернативных подходов» к брендингу. И я говорю не о «городах грехов» вроде Лас-Вегаса или Амстердама, а, как ни странно, о Челябинске.
По какой-то труднообъяснимой причине челябинские и федеральные политики в один момент решили, что лучший способ защиты «доброго имени» индустриального города, известного своей «брутальностью», депрессивными пейзажами и экологическими проблемами — это порицание всех, кто с «добротой имени» Челябинска посмел не согласиться.
В 2017-м году Филипп Киркоров в Instagram сообщил своим поклонникам, что опоздал на концерт в Челябинске из-за «чудовищного челябинского экологического облака смога», после чего местный экс-депутат потребовал от артиста извинений перед горожанами за «оскорбление их малой родины». Уже в абсурдистском 2022-м новый лидер «Коммунистов России» вдруг озаботился блокировкой всех выпусков передачи «Наша Russia» и вопросом репрессий в отношении резидентов Comedy Club, которые, по его мнению, издевались над Челябинском через образ фрезеровщика гомосексуальной ориентации Ивана Дулина.
И вот в апреле и мае 2023 года выходят два заключительных эпизода 21 сезона американского мультсериала «Гриффины», действие которых происходит в современной России, а именно — вобравшем все её «славные» качества мультипликационном Челябинске. Городе, где функционирует больница «Святой диссидент» для отравленных химическим оружием пациентов, где полицейские в униформе сотрудников НКВД избивают человека с украинским флагом в руке, а жители массово распивают водку в девять утра, где на мрачной и грязной центральной улице стоит «Медный всадник» с сидящим на коне полуголым Владимиром Путиным, за любые комментарии в адрес телосложения которого в Twitter за автором твита выезжает взвод ОМОНа — ведь «президент Путин не потерпит даже малейшей критики», в том числе комплиментов в адрес американского чизбургера.
Фото: «Гриффины»
Не прошло и трёх дней с момента релиза «русского эпизода» «Гриффинов» «Adult Education (Part 2)», как его уже успели посмотреть в Государственной думе — и очень возмутиться. «Такие мультфильмы — это осознанная работа против нашей страны. Информационная война через художественные произведения… Надеюсь, руководство телеканалов это понимает и ограничит показ некоторых сюжетов»,— рассказала депутат Яна Лантратова порталу NEWS.ru, добавив, что в Челябинской области расположено «невероятной красоты» озеро Тургояк и Игнатьевская пещера, а «рекордсмены кинопроката последних лет», фильмы «Холоп» и «Чебурашка», выпустили челябинские продюсеры (что, несомненно, указывает на абсолютную несостоятельность мультипликационного образа Челябинска).
К сожалению, парламентские призывы к запрету или ограничению доступа ко всему, что не является «идеологически выверенным» и отфильтрованным властями контентом, для России 2023-го года — лишь набившая оскомину обыденность. Куда более любопытны те самые два эпизода «Гриффинов», причём именно в общем контексте вселенной мультсериала. На мой взгляд, если смотреть их как «непосвящённый зритель» (думаю, примерно такой опыт имела честь приобрести Яна Лантратова), новые «Гриффины» могут показаться чем-то вроде вычурной клюквы, ужасающей (или же оскорбляющей) реалистичностью многих карикатурных элементов российской действительности.
Однако на бóльшие душевные страдания при просмотре «From Russia with Love (Part 1)» и «Adult Education (Part 2)» обречены люди, со спецификой американской анимации уже знакомые, а потому имевшие все основания расценить гриффиновский Челябинск как крайне неутешительный приговор поп-культуры международной репутации России. Поскольку я отношу себя ко второй категории зрителей, постараюсь объяснить, почему новые серии Family Guy парадоксально оказались последней вещью, над которой сейчас стоит смеяться.
Все подзаголовки в тексте основаны на названиях эпизодов «Гриффинов», заголовок — измененное название серии «Пятнадцать минут позора»