Аукционный дом "12й стул"
Сегодня в 18:00 по московскому времени начинается второй благотворительный аукцион в поддержку легендарного журнала «Звезда», готовящегося отметить в январе 2024 года свое столетие. Издание выходило непрерывно с момента основания: его не остановили ни блокада Ленинграда, ни сталинско-ждановский разгром редакции и лично Анны Ахматовой и Михаила Зощенко в 1946 году, ни экономические кризисы.
На страницах журнала были опубликованы произведения Осипа Мандельштама, Николая Заболоцкого, Бориса Пастернака, Вениамина Каверина, тех же Ахматовой и Зощенко, Бориса Пильняка, Максима Горького, Сергея Довлатова, Иосифа Бродского… А с конца 1980-х в «Звезде» стали появляться запрещенные в СССР философы Николай Бердяев и о. Сергий Булгаков, Владимир Набоков, а также проза и публицистика Александра Солженицына и выступления Андрея Сахарова.
Первые торги аукцион в пользу журнала был проведен в разгар пандемии в 2020 году: лоты были собраны редакцией журнала под руководством соредакторов Якова Гордина и Андрея Арьева. Тогда аукционный дом «12-й стул» продал все 80 лотов, включая оригинальную вывеску с названием журнала и автографы его постоянных авторов, что позволило редакции работать и выпускать номера в течение трех лет. Нынешний аукцион посвящен памяти Бродского. В каталоге — фотографии, детские рисунки, черновики, письма и зарисовки поэта, а также первый из известных его автопортретов.
По просьбе «Отдела культуры» со-организаторы аукциона рассказывают о Бродском и об артефактах, связанных с великим поэтом и с удивительной судьбой старейшего российского толстого журнала.
Режиссер Рома Либеров
Мне довелось увидеть много артефактов, принадлежавших Бродскому. Когда видишь все это впервые, то не можешь поверить в реальность, казалось бы, литературной мифологии. Около полутора тысяч экспонатов от мебели до игрушечных солдатиков из одной из американских квартир прибыло из Нью-Йорка в Фонтанный дом — я мечтал все это изучить и, пользуясь связями в Фонтанном доме, пришел увидеть «что-то». В какой-то момент я вдруг обнаружил в этих вещах самую простую пластиковую зажигалку, которая встречается в любом ларьке до сих пор. Я взял эту зажигалку в руки и чиркнул, она загорелась, а я стоял и не мог поверить, что зажигалка еще горит, хотя газа в ней на самом дне, а человек, который ею пользовался и, грубо говоря, горел сам — потух.
Аукционный дом «12-й стул»